Магомед-Эминов М.Ш.
В современной психологии и гуманитарном знании, хотя отсутствует единое общепринятое Понимание психологии человеческой индивидуальности, тем не менее, существующие подходы явно тяготеют, поляризуются вокруг одного из полюсов дихотомической оппозиции. Один из них строится вокруг возвышения, абсолютизации субъекта и категории субъекта и утверждения его основополагающего значения для психологии человека. Другой полюс устанавливается в области его отрицания, дискурса деструкций, деконструкций понятия субъекта, доходящих до идеи смерти субъекта, кризиса идентичности и т.д. Данное противопоставление создает радикальную проблематизацию человеческой индивидуальности в вопросах постоянства и изменчивости, единства и множества.
Личность, идентичность, субъект обычно в психологии рассматривается как субстанция – подлежащее, предлежащее всяким психическим процессам, представляя собой идеал психологической теории и практики. Однако такой субъект объективирует бытие, но сам остаётся вне бытия – в постмодернизме и конструкционизме он «исчезает», утратив онтологический статус. Но тогда неизбежно возникает вопрос о новом аспекте психологической работы связывания – работы тождества и работы различия, где в одной личности приводятся в связь и процессы самоотождествления, и процессы саморазличения одновременно. Мы противопоставляем положение о культурно-исторической работе конкретного человека по созданию оснований конкретной субъектности как модернистской идее незыблемости оснований, так и постмодернистской идее исчезновения оснований.
За многими дискуссионными проблемами современной психологии и гуманитарного знания, вызванными парадигмальной трансформацией научной рациональности и онтологической трансформацией социокультурного бытия человека, находится, на наш взгляд, феномен трансформации самого человека, человеческой субъектности. Трансформации не только в смысле дискретной трансформации, дискретного перехода, то есть, смены одной формы научного мышления на другую, одного видения человеческой индивидуальности на другое. Речь идёт о континуальной трансформации, континуальной транзитности, которая вписывает в процесс трансформации, процесс перехода само существо субъекта в основании структуры его бытия. Для того чтобы ухватить понятие и объяснить континуально трансформирующееся бытие, транзитное бытие человеческой индивидуальности, человеческой субъектности, мы предложили Понимание её как работы над собой и Другим – что радикально проблематизирует психологию, в том числе, культурно-историческую психологию и культурно-деятельностную психологию. Если субъект становится текучим, подвижным, транзитным, трансформирующимся, то и существо субъекта мы рассматриваем как подвижную сущность, в работе которой создаются повторяющиеся изменения, повторяющееся развитие. На уровне субъекта, таким образом, существует два вида психической работы: как психическая работа, опосредствующая выполнение деятельности, так и метапсихологическая работа субъекта над собой – практика себя, работа конституирования конкретной идентичности, конкретного субъекта, конкретной личности.
Комментарии
Добавить комментарий