Разделы психологии:
ПЕТРУШИХИНА Елена Борисовна, доцент кафедры социальной и юридической психологии Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва.
Детско-родительские отношения являются предметом изучения в различных областях психологии и осмысливаются в рамках разных теоретических подходов. При этом чаще детско-родительские отношения трактуются узко и охватывают лишь детский и подростковый период развития, а взрослые этапы жизни детей исключаются из данного проблемного поля. Однако нам представляется вполне правомерной точка зрения о том, что детско-родительские отношения развиваются на протяжении всей жизни детей и родителей, претерпевая при этом закономерные изменения.
В отечественной литературе в этом плане примечательны исследования И.А. Челядинской, посвященные детско-родительским отношениям студентов [3; 4]. В частности, автором выявлены параметры, по которым могут быть охарактеризованы отношения студентов с их родителями – это функциональная зависимость, моральная ответственность и эмоциональная близость.
Функциональная зависимость включает в себя собственно зависимость, понимаемую как отсутствие способности самостоятельно решать повседневные проблемы, не прибегая к помощи родителей, и аттитюдную зависимость, то есть, сниженную способность формировать собственные взгляды и установки.
Моральная ответственность отражает биполярное отношение к родителям – либо отсутствие сопереживания и уважения к родителям, либо развитое чувство ответственности, долга и даже вины перед родителями.
Эмоциональная близость понимается как способность делиться с родителями своими переживаниями, мыслями и чувствами.
И.А. Челядинской создан опросник для диагностики детско-родительских отношений студентов [3]; с его помощью выявлены особенности отношений с родителями юношей и девушек, а также влияние на эти отношения совместного/раздельного проживания студентов с родителями.
В частности, установлено, что психологическая зависимость от родителей выше у девушек-студенток, однако, если девушки проживают отдельно, постепенно происходит их сепарация от матери. При этом возрастает значимость фигуры отца вне зависимости от факта совместного или раздельного проживания.
Юношам свойственна тенденция к сохранению функциональной зависимости и эмоциональной близости с матерью и слабой сепарации от отца [4].
Очевидно, что характеристики детско-родительских отношений испытывают на себе влияние не только способа проживания, но и рядя других факторов, и, прежде всего, особенностей ролевого взаимодействия в семье. Именно во взаимодействии формируются и изменяются отношения, а анализ исполняемых при этом ролей позволяет выявить психологический механизм образования тех или иных феноменов межличностных отношений.
К сожалению, к настоящему времени системы родительских и детских ролей изучены весьма слабо – можно лишь отметить работу Е.Н. Васильевой и А.В. Орлова, посвященную исследованию ролевой структуры детско-родительского взаимодействия как аспекту психологической готовности к родительству [1].
С учетом отмеченного была сформирована цель нашей работы – выявление связи между параметрами детско-родительских отношений студентов и ролевым репертуаром их родителей. Выборку составили 100 студентов (50 юношей и 50 девушек) первого курса МФЮА. Детско-родительские отношения студентов выявлялись при помощи опросника ОСР И.А. Челядинской. Ролевой репертуар родителей оценивался студентами при помощи модифицированной методики А.А. Чекалиной [2].
По пятибалльной шкале студенты оценивали частоту реализации матерью и отцом двадцати ролей, сгруппированных в 4 блока по гендерному признаку:
- феминные роли: Воспитатель, Опекун, Нянька, Утешитель, Помощник.
- маскулинные роли: Лидер, Наставник, Исследователь, Проповедник, Организатор.
- андрогинные роли : Просветитель, Друг, Кумир, Артист, Вдохновитель.
- недифференцированные роли: Психотерапевт, Наблюдатель, Информатор, Консультант, Контролер.
Получены следующие результаты. Как оказалось, мать и отец демонстрируют неодинаковую степень включенности во взаимодействие со студентами и приверженность разным родительским ролям (см. Табл. 1 и Табл. 2).
Роли матери во взаимодействии с девушками | Роли матери во взаимодействии с юношами |
Воспитатель 4.34 Помощник 4.2 Утешитель 3.8 Опекун 3.78 |
Помощник 3.96 Утешитель 3.8 Воспитатель 3.78 Опекун 3.74 |
Как видим, в отношении сыновей и дочерей матери реализуют сходные роли, которые в классификации А.А. Чекалиной обозначены как феминные. По мнению респондентов, отец в большей мере осуществляет роли маскулинные (см. табл. 2).
Роли отца во взаимодействии с девушками | Роли отца во взаимодействии с юношами |
Лидер 2.98 Опекун 2.86 Контролер 2.84 |
Лидер 3.62 Наставник 3.38 Помощник 3.38 |
Анализ корреляционных связей по методу Пирсона между параметрами детско-родительских отношений и частотой реализации определенных ролей родителями показал следующее: эмоциональная близость студентов с родителями определяется ролями, выполняющими функцию социальной поддержки; особенно ярко это заметно на примере взаимодействия юношей и девушек с матерью – совокупность ролей, обусловливающих влияние матери на студентов, характеризует позицию «старшего товарища» (см. Табл.3).
Таблица 3 Ролевой репертуар родителей как фактор эмоциональной близости студентов
Мать | Отец |
Друг r=0.419 Утешитель r= 0.278 Психотерапевт r= 0.269 Помощник r= 0.236 Кумир r=0.230 Воспитатель r=0.209 |
Друг r=0.229
|
Сходную обусловленность родительскими ролями обнаруживает функциональная зависимость студентов (табл. 4).
Таблица 4 Ролевой репертуар родителей как фактор функциональной зависимости студентов
Мать | Отец |
Друг r=0.384 Вдохновитель r= 0.283 Кумир r= 0.271 Психотерапевт r=0.215 |
Психотерапевт r= 0.274
Друг r=0.259
|
Если же говорить о моральной ответственности студентов, то этот параметр детско-родительских отношений оказывается более тесно связанным с воздействиями отца (см. Табл. 5). Можно заметить, что для формирования чувства долга и ответственности перед родителями важно, чтобы отец взаимодействовал со студентами не только в парадигме руководства и контроля (как Опекун, Наставник, Воспитатель, Нянька, Кумир), но и в рамках сотрудничества, партнерства, реализуя роли Психотерапевта, Исследователя, Друга.
Таблица 5 Ролевой репертуар родителей как фактор моральной ответственности студентов
Мать | Отец |
Информатор r= 0.303
Контролер r= 0.292 Вдохновитель r= 0. 280 Нянька r=0.272 Исследователь r=0.248 Наблюдатель r=0.218
|
Психотерапевт r=0.370 Опекун r= 0.345 Наставник r=0.255 Воспитатель r=0.252 Нянька r=0.236 Исследователь r=0.225 Кумир r=0.210 Друг r=0.208 |
Интересно, что значимыми ролями матери в обсуждаемом ключе являются те, которые можно назвать организующими и структурирующими – Информатора, Контролера, Вдохновителя, Исследователя, Наблюдателя. Причем мать скорее действует не в парадигме управления, а в парадигме сопровождения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- Во взаимодействии родителей и студентов ведущая роль принадлежит матери.
- Ролевое поведение матери определяет функциональную зависимость студентов и их эмоциональную близость с родителями.
- Ролевое поведение отца в наибольшей мере влияет на моральную ответственность студентов.
- Мать наиболее активно реализует феминные роли (Воспитателя, Помощника, Опекуна, Утешителя).
- Отец более активно реализует маскулинные роли (Лидера, Наставника).
- Для детско-родительских отношений студентов особое значение имеют андрогинные и недифференцированные роли (Друга, Психотерапевта, Кумира, Вдохновителя).
Список литературы
- Васильева Е.Н., Орлов А.В. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству / Е.Н. Васильева, А.В Орлов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 4. С. 1-14.
- Чекалина А.А. Гендерные маркеры ролевого репертуара учителя начальных классов / А.А. Чекалина // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сбор. матер. межрег. науч.-практ. конфер. М.: НИЦ АРТ, 2015. 402 с.
- Челядинская И.А. Детско-родительские отношения в студенческом возрасте: процедура создания инструмента исследования / И.А. Челядинская // Психологический журнал. 2007. № 1. С.95-100.
- Челядинская И.А. Характеристика и динамика детско-родительских отношений в студенческом возрасте
Комментарии
Добавить комментарий