Высокий интерес к полноценному развитию личности, изучению факторов развития и исследованиям контексту жизни каждого человека остается достаточно высоким и в современной науке. Юношеский возраст – период, когда происходит становление активной жизненной позиции человека, происходит аккумуляция всех достигнутых результатов развития на предыдущих этапах, период, который знаменуется выбором дальнейшего жизненного пути. Проблема прохождения через Юношеский возраст обладает высокой научной, социальной и даже экономической актуальностью.
Сегодня имеется большое количество теорий развития человека в различные возрастные периоды, но редко авторы обходят основные положения исследований Л.С.Выготского. Исходя из культурно-исторической теории, выявить основные проблемы и предвосхитить основные сложности каждого возрастного этапа, понять причины их возникновения и выявить основные пути помощи.
В нашем исследовании особенностей старшеклассников с разным контекстом развития также большое значение играют положения культурно-исторической теории. Для нас важно Понимание того, что Л.С. Выготский разделяет весь жизненный путь на периоды, которые имеют свои задачи развития, особенности. Все периоды имеют спокойное, литическое течение, переход в другой возрастной период знаменуется критическим, переходным периодом. Так, основываясь на эмпирических данных П.П. Блонского, Л.С. Выготский раскрывает понятие «Возрастного кризиса». Именно с этих работ ученого внимание привлекают не только стабильные периоды в развитии, но и критические, «бурные», «стремительные». Именно Выготский впервые выделяет основные критические периоды, которые принимаются и в настоящем большинством специалистов. Это: кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, тринадцати лет (подростковый), криз семнадцати лет (юношеский).
Позднее его последователи (Д.Б. Эльконин , А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.) провели огромное количество эмпирических исследований, чтобы раскрыть психологические проявления критических периодов. Наиболее показательным в этих исследованиях является мысль о том, что полноценное преодоление кризиса развития открывает перед человеком путь дальнейшего развития, взросления и адекватного вхождения в мир людей.
Так что же происходит при переходе от одной возрастной ступени к другой? Кризис свидетельствует об окончании предыдущего периода, о том, что способы жизни уже несовершенны для человека, и необходимо найти новые. По мнению Л.С. Выготского, каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой – существующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти представления отчасти складываются стихийно, на основе длительного исторического опыта, и в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития. Так появляется важное понятие «норма психического развития». В настоящее время ведется большое количество дискуссий о предложенном понятии, но при реализации психологической помощи людям «норма психического развития» является главной отправной точкой. Так, в нашем исследовании все испытуемые разделены на три группы: старшеклассники с относительно благополучным стилем воспитания, без явных нарушений здоровья. Это группа, которая будет демонстрировать нормативные особенности проживания кризиса юности. Результаты исследования прохождения кризиса юности в группе с ограниченными возможностями здоровья и в группе сирот сравниваются с результатами исследования в первой группе. Это необходимо, чтобы выявить основные варианты взросления и описать наиболее благополучные.
Следующим важным моментом для понимания природы критических возрастов является понятие «социальная ситуация развития». В работах Л.С.Выготского социальная ситуация развития представлена как «исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода». Так, по его мнению, стабильный период определяется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический же период – дисгармонией, противоречием. Именно в стабильный период способности и возможности ребенка дают возможность изучать среду, взаимодействовать с ней. А в период кризиса социальная ситуация развития характеризуется как совершенно своеобразная, специфическая для данного возраста, исключительные отношения между ребенком и взрослым, социальной средой в целом. Главной идеей критического периода является смена социальной ситуации развития, в результате чего происходит перестройка всей системы отношений ребенка.
Кроме собственно изменения среды, важным будет «переживание» ребенком этих изменений – как ребенок их видит, как реагирует, так будет перестраиваться вся система отношений. То есть кризис – это не только объективное, наблюдаемое другими людьми явление, но и перестройка самосознания человека, изменяющего свой взгляд на мир и самого себя. Это положение важно для нашего исследования тем, что все три группы испытуемых имеют кардинально различную социальную ситуацию развития.
Первая группа – относительно благополучных старшеклассников – живут в функциональных семьях, имеют полноценное общение, имеют возможность полноценного вхождения в мир взрослых. В группе старшеклассников с детским церебральным параличом основным препятствием успешному взрослению становятся позиции и установки родителей, стиль воспитания – гиперопека, страхи за своих детей, развитие позиции «инвалида». Сироты, на наш взгляд, также имеют иную социальную ситуацию развития. Ранняя депривация, отсутствие значимых, любящих взрослых, коллективный стиль жизни, строгий, стандартный распорядок дня, все это препятствуюет полноценному становлению личности взрослеющего человека.
Следующее положение ученого, кризис не наступает моментально, а имеет несколько стадий развития, а если более точно, три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. Каждая фаза выполняет свои задачи, готовит человека к тому, чтобы кризис прошел успешно и произошел переход на более высокую ступень развития. В нашем исследовании мы условно разделили период юности на три фазы: предкритическая – 15, 16 лет; критическая – 17 лет, посткритическая – 18 лет. Это позволило выявить основные отличия, проследить линии развития, оценить результаты выхода из кризиса.
Наиболее важным вопросом является уточнение границ критических и стабильных периодов. Чтобы определить основание для разделения периодов, то есть когда заканчивается стабильный и возникает критический, вводится новое понятие – возрастное психическое новообразование. Новообразование является результатом развития в определенном стабильном периоде и приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей средой.
Рассмотрение психических новообразований в отечественной науке шло в различных направлениях. Л.С. Выготский рассматривал новообразования в контексте общепсихического развития, обусловленного влияниями среды и, в первую очередь, обучением. В научных спорах Ж. Пиаже с Л.С. Выготским появилась «золотая формула» последнего: «Обучение ведет за собой развитие». С.Л. Рубинштейн исследовал их становление в процессе функционирования. Позднее в работах Л.И. Божович были выделены центральные новообразования для каждого возрастного периода детского развития.
В работах отечественных исследователей имеется неоднозначное рассмотрение понятия психического новообразования. Но если проанализировать разные подходы к данному феномену, то можно говорить, что под психическим новообразованием подразумевается широкий круг психических явлений, начиная от образований, складывающихся в процессе освоения отдельного фрагмента деятельности (А.М. Матюшкин) и завершая становлением высших психических функций, таких как, например, воля (Л.И. Божович).
Важно отметить, что Л.С. Выготский отмечал явные отличительные черты новообразований в критические периоды и новообразований в стабильные. Основным отличием является переходный характер новообразований критического периода, следовательно, они не будут сохраняться как таковые в том виде, в каком возникли в критическом периоде.
Так, в юности среда ставит перед человеком важную задачу – осуществить личностное самоопределение, которое будет в себя включать построение целостного смысла жизни, проектирование собственного будущего, готовность к выбору профессионального и жизненного пути (И.В. Дубровина). Самоопределение реализуется в системе отношений к себе, другим и миру. Исходя их этого, мы исследовали процесс изменений данных систем отношений в трех группах испытуемых в кризис юности и выхода из него. Общей гипотезой стало предположение о том, что самоопределение в период переживания кризиса юности (изменение отношений к себе, другим и миру) у старшеклассников с разным контекстом развития имеет динамические и содержательные особенности.
Общая выборка испытуемых при проведении исследования составила 226 человек. выборка основного этапа исследования – 90 человек, среди которых 30 человек – старшеклассники из благополучных семей без значительных проблем здоровья «Лицея №13» г. Петрозаводска, 30 человек – старшеклассники с детским церебральным параличом «Школы-интерната №21» г. Петрозаводска, 30 человек – старшеклассники «Детского дома №2» г. Петрозаводска, 98 человек – родители испытуемых, 38 человек – педагоги испытуемых.
Независимой переменной нашего исследования выступил контекст развития, зависимой – особенности самоопределения в период кризиса юности (отношения к себе, другим и миру), что и определило набор используемых нами методик.
Исследование отношения к себе: Личностный дифференциал Ч.Е. Осгуда, Самооценка Дембо–Рубинштейн, Контент-анализ сочинения «Мое будущее», Методика «Размышления о смысле жизни» (Х. Ниеми), Методика «Традиционные ценности» М.Р. Гинзбурга, Методика самоактуализации Э. Шострома, Методика диагностики субъективного уровня одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Исследование отношения к другим людям: Диагностика межлич‑ ностных отношений Т. Лири, Тест описания поведения К. Томаса. Исследование отношения к миру: мотивация к избеганию неудач (Т. Элерса), мотивация к успеху (Т.Элерса), Локус контроля Дж. Роттера, Методика экспресс диагностики направленности личности «МЭДНЛ» (модификация методики В. Смекалы и М. Кучеры на выявление личностной направленности).
Для получения достоверных отличий и проверки основной гипотезы использовались методы математической статистики: критерий Фишера, дисперсионный анализ. Данные исследования отличаются многообразием и высокой результативностью. Остановимся на основных выводах, полученных в ходе лонгитюдного эксперимента.
Итак, в группах с разным контекстом развития процесс переживания кризиса юности имеет значимые различия в трех сферах отношений: с людьми, с собой и с миром. А именно, испытуемые с относительно благополучным стилем воспитания и без проблем здоровья демонстрируют качественные изменения в системах отношений, выход из кризиса знаменуется становлением личностного и профессионального самосознания. На наш взгляд, это повышает эффективность жизни в ранней взрослости. Группа испытуемых с физическими нарушениями вступает в кризис юности с идентичными особенностями первой группы испытуемых, но на выходе демонстрирую значимые отличия. Основными характеристиками 18 летних людей второй группы становятся инфантильная жизненная позиция, зависимость от родителей, низкий уровень самостоятельности и активности, отсутствие желание самостоятельно решать проблемы, продолжать профессиональное образование. Более 70% испытуемых отказываются от дальнейшего профессионального обучения, остаются одинокими в личном плане, живут с родителями, 20% – обучаются на кратковременных курсах (массажисты, мастера маникюра, парикмахеры), 10% устроены работать к своим родителям, всего 10% испытуемых отметили, что пробуют строить интимно-личностные отношения. Результаты исследования в группе сирот также выявили особенности прохождения через кризис юности. Стоит обратить внимание, что в этой группе вообще не происходит значительных изменений в системах отношений, сироты в 18 лет демонстрируют подростковые реакции в поведении и низкий уровень самосознания, направлены на групповое общении, у нах выявлен низкий уровень развития индивидуальности, что в свою очередь препятствует успешному вхождению во взрослую жизнь. Дальнейшие наблюдения за испытуемыми данной группы показало, что 40% – поступили в профессиональные учебные заведения (колледжи), 40% – работают (неквалифицированные работники), 20% – не учатся и не работают. В первой группе испытуемых 100% респондентов продолжают получение профессионального образования, 80% – имеют «любимого человека», 30% – имеют опыт работы.
Наше исследование выявило необходимость увеличения внимания к юношескому возрасту людей с разным контекстом развития, пересмотру системы психолого-педагогического сопровождения самих старшеклассников, их родителей и близкого окружения.