Изучение жизненных ценностей обучающихся как одного из факторов социализации личности
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Что же такое ценностные ориентации?
“Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека” [5], определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности.
Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 60-х годов и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов [1, 4]. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, - методика словацкого психолога Т. Тарочковой “Жизненные цели”, тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил “Шкала ценностей”, методика М. Рокича “Изучение ценностей человека” и др. [5]. В качестве основного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают Направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.
Для нашего исследования была применена методика М. Рокича «Изучение ценностей человека». Цель исследования:
- Изучение жизненных ценностей обучающихся.
- Сравнение жизненных ценностей молодежи и старшего поколения.
По своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, дружную семью (25%), получить хорошее образование (19%) и престижную работу (17%), побывать в разных странах мира (11%), получать удовольствие, острые ощущения (9%) и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов? Скорее всего, имеет место и то, и другое.
30% обучающихся считают, что хорошая жизнь – это, когда нет никаких забот и проблем. В возрасте 16-17 лет молодые люди сталкиваются с проблемами, зачастую сами их создавая, испытывают дискомфорт. Они видят как не просто решаются многие проблемы и чаще всего их решают взрослые. Отсюда и возникает желание «жить без проблем». В этой ситуации важен опыт старшего поколения, который свидетельствует о том, что проблемы возникают постоянно и большинство из них решаемые. 20% обучающихся считают, что хорошая жизнь – это, материальное благополучие и наличие дорогих вещей. Нет ничего удивительного и осуждаемого в желании молодых людей иметь дорогие вещи для себя. У взрослых материальные ценности тоже не на последнем месте. Проблема в возведении этих желаний в ранг главных, в желании получать «все и сразу».
Вывод: ценностные ориентации обучающихся совпадают с системой общих ценностей, но ценности личного порядка ставятся студентами на первое место, а социально значимые на второе. Материальные ценности в рейтингах опережают духовные. Необходимо формировать у обучающихся Понимание, что социально значимые ценности являются фундаментом для осуществления и достижения личных интересов и ценностей.
Список литературы
- 1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М., 1982.
- 2. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.
- 3. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
- 4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.
- 5. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова. М., 1967.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru
Педагог-психолог КГБОУ СПО «Красноярский индустриально-металлургический техникум» Л.В. Белоусова