Половые различия: что нужно знать учителю об учениках и ученицах

К сожалению, в практике работы школы недостаточно учитыва­ется половая принадлежность ребенка. А ведь подросток-девочка и подросток-мальчик - это разные биологические и психологические величины.

Все различия между полами, очень глубинные по своему существу - во внешности, в способности к адаптации, в жизнеспособности, стиле мышления, поведении, в харак­тере психических и эмоциональных реакций.

У жен­щин гораздо более высокая степень конформности мышления, что мешает им находить нетрадиционные, способы решения твор­ческой задачи.  У них лучше развиты речевые навыки (у них более беглая речь, лучше правописание, навыки чтения); они быстрее усваивают иностранные языки и в целом больше склонны к гуманитарным пред­метам.

Зато у мужчин более развиты способности к точным наукам. Мужчины, как правило, лучше решают пространственные задачи, разбираются в лабиринтах, лучше читают географические карты и оп­ределяют направление рек, дорог; вообще лучше ориентируются на местности.

В вербальных тестах, тестах на логическое  рассуждение значи­мых различий между полами не выявляется. Можно сказать, что влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. Мужчины больше склонны к абстрактно-логическому мышлению, достоинством женского ума является более выраженное наглядно-образное, интуи­тивно-целостное мышление.

В разговоре мужчины обычно прямо выражают свои мысли, в то вре­мя как женщины долго кружат вокруг цели разговора. При этом мужчины заняты в основном, анализом получаемой в процессе общения прямой информации; для представительниц прекрасного пола очень важно не только, что говорится, но и как говорится.

Женщины легче переносят стресс, так как их организм выделяет меньше гормона тревоги - адреналина и менее подвержен скачкам ар­териального давления. Однако в силу большей эмоциональности пси­хическая депрессия и неврозы настигают их в два раза чаще, чем муж­чин.

Как же учитываются эти различия в школьной практике?

Очевидно, что мальчикам-подросткам нужно создавать условия для удовлетворения в учебе или труде своих повышенных поисковых потребно­стей. В учебной деятельности ребят привлекает эвристический компо­нент, и важно моделировать на уроке ситуации исследования приносящие радость собственных, пусть маленьких, открытии. Девочек меньше интересует путь познания истины, они больше склонны при­нимать готовые выводы и правила.

Следует поощрять какие-либо хобби мальчиков: коллекциони­рование, занятия спортом, художественным или техническим творче­ством - все что помогает удовлетворению высокой поисковой актив­ности лиц мужского пола. Развитие творческого потенциала и созда­ние условий для творческого самовыражения - важный фактор обретения подростками устойчивости в переломный период развития и одновременно, психотерапевтический способ подавления агрессивных и тревожно-депрессивных состояний.

 Девочек отдаленные предметы и явления интересуют меньше, в центре их внимания находится непосредственное окружение и  повсе­дневные дела, поэтому они больше сконцентрированы на своих пря­мых обязанностях, выполняют их, как правило, аккуратно, прилежно и добросовестно. Девочек больше привлекают вопросы взаимоотношений людей, особенности их поведения и внешности. Более чутко они относятся к пережи­ваниям и чувствам человека, в том числе к своим собственным, отсю­да их лучшее знание особенностей поведения окружающих и психо­логически более точные реакции на различные жизненные ситуации. Соответственно, особы женского пола гораздо увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях общения.

У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие каче­ства, как исполнительность, добросовестность, ответственность. Им не хватает усидчивости, настойчивости и терпения. Сознательное, зрелое отношение к учению приходит постепенно, с возрастом. Маль­чики гораздо меньше девочек склонны придерживаться установлен­ных норм поведения и чаще их нарушают. Недисциплинированность и неорганизованность является частой причиной сниженной успеваемо­сти ребят. Да и вообще, среди неуспевающих школьников мальчики значительно преобладают. Одной из причин школьных трудностей мальчиков является более позднее, сравнительно с девочками, начало полового созревания. Связанное с этим ухудшение успеваемости при­ходится у большой части девочек на 4-5-е классы, а у мальчиков на более трудные 6-7-е классы, когда отрицательные последствия вре­менного отставания в усвоении учебного материала заметнее в даль­нейшем сказываются на процессе обучения. А неуспех в учебной дея­тельности еще больше отталкивает подростка от школы, и он старает­ся самоутвердиться на улице, в компании приятелей.

Девочки больше сконцентрированы на учебе и достигают луч­ших успехов за счет уже отмеченных аккуратности и добросовестно­сти. Хотя зачастую мальчики знают гораздо больше по разным пред­метам в связи с широким кругом интересов, но знания эти не система­тизированы и редко помогают в учебной деятельности. Ученицы не часто выходят за рамки школьной программы, но зато осваивают ма­териал последовательно и систематически.

В то же время, говоря о половых психологических проявлениях, нельзя забывать об их определенной относительности. Индивидуаль­ные личностные особенности во многом перекрывают специфические половые черты поведения, поэтому речь идет лишь о преобладании выраженности каких-то свойств или большей частоте их встречаемо­сти у мужчин и женщин. Причем, очевидное влияние на формирова­ние стиля поведения имеет воспитание, которое может сглаживать или, напротив, рельефнее выявлять свойственные полу черты.

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки