К сожалению, в практике работы школы недостаточно учитывается половая принадлежность ребенка. А ведь подросток-девочка и подросток-мальчик - это разные биологические и психологические величины.
Все различия между полами, очень глубинные по своему существу - во внешности, в способности к адаптации, в жизнеспособности, стиле мышления, поведении, в характере психических и эмоциональных реакций.
У женщин гораздо более высокая степень конформности мышления, что мешает им находить нетрадиционные, способы решения творческой задачи. У них лучше развиты речевые навыки (у них более беглая речь, лучше правописание, навыки чтения); они быстрее усваивают иностранные языки и в целом больше склонны к гуманитарным предметам.
Зато у мужчин более развиты способности к точным наукам. Мужчины, как правило, лучше решают пространственные задачи, разбираются в лабиринтах, лучше читают географические карты и определяют направление рек, дорог; вообще лучше ориентируются на местности.
В вербальных тестах, тестах на логическое рассуждение значимых различий между полами не выявляется. Можно сказать, что влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. Мужчины больше склонны к абстрактно-логическому мышлению, достоинством женского ума является более выраженное наглядно-образное, интуитивно-целостное мышление.
В разговоре мужчины обычно прямо выражают свои мысли, в то время как женщины долго кружат вокруг цели разговора. При этом мужчины заняты в основном, анализом получаемой в процессе общения прямой информации; для представительниц прекрасного пола очень важно не только, что говорится, но и как говорится.
Женщины легче переносят стресс, так как их организм выделяет меньше гормона тревоги - адреналина и менее подвержен скачкам артериального давления. Однако в силу большей эмоциональности психическая депрессия и неврозы настигают их в два раза чаще, чем мужчин.
Как же учитываются эти различия в школьной практике?
Очевидно, что мальчикам-подросткам нужно создавать условия для удовлетворения в учебе или труде своих повышенных поисковых потребностей. В учебной деятельности ребят привлекает эвристический компонент, и важно моделировать на уроке ситуации исследования приносящие радость собственных, пусть маленьких, открытии. Девочек меньше интересует путь познания истины, они больше склонны принимать готовые выводы и правила.
Следует поощрять какие-либо хобби мальчиков: коллекционирование, занятия спортом, художественным или техническим творчеством - все что помогает удовлетворению высокой поисковой активности лиц мужского пола. Развитие творческого потенциала и создание условий для творческого самовыражения - важный фактор обретения подростками устойчивости в переломный период развития и одновременно, психотерапевтический способ подавления агрессивных и тревожно-депрессивных состояний.
Девочек отдаленные предметы и явления интересуют меньше, в центре их внимания находится непосредственное окружение и повседневные дела, поэтому они больше сконцентрированы на своих прямых обязанностях, выполняют их, как правило, аккуратно, прилежно и добросовестно. Девочек больше привлекают вопросы взаимоотношений людей, особенности их поведения и внешности. Более чутко они относятся к переживаниям и чувствам человека, в том числе к своим собственным, отсюда их лучшее знание особенностей поведения окружающих и психологически более точные реакции на различные жизненные ситуации. Соответственно, особы женского пола гораздо увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях общения.
У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как исполнительность, добросовестность, ответственность. Им не хватает усидчивости, настойчивости и терпения. Сознательное, зрелое отношение к учению приходит постепенно, с возрастом. Мальчики гораздо меньше девочек склонны придерживаться установленных норм поведения и чаще их нарушают. Недисциплинированность и неорганизованность является частой причиной сниженной успеваемости ребят. Да и вообще, среди неуспевающих школьников мальчики значительно преобладают. Одной из причин школьных трудностей мальчиков является более позднее, сравнительно с девочками, начало полового созревания. Связанное с этим ухудшение успеваемости приходится у большой части девочек на 4-5-е классы, а у мальчиков на более трудные 6-7-е классы, когда отрицательные последствия временного отставания в усвоении учебного материала заметнее в дальнейшем сказываются на процессе обучения. А неуспех в учебной деятельности еще больше отталкивает подростка от школы, и он старается самоутвердиться на улице, в компании приятелей.
Девочки больше сконцентрированы на учебе и достигают лучших успехов за счет уже отмеченных аккуратности и добросовестности. Хотя зачастую мальчики знают гораздо больше по разным предметам в связи с широким кругом интересов, но знания эти не систематизированы и редко помогают в учебной деятельности. Ученицы не часто выходят за рамки школьной программы, но зато осваивают материал последовательно и систематически.
В то же время, говоря о половых психологических проявлениях, нельзя забывать об их определенной относительности. Индивидуальные личностные особенности во многом перекрывают специфические половые черты поведения, поэтому речь идет лишь о преобладании выраженности каких-то свойств или большей частоте их встречаемости у мужчин и женщин. Причем, очевидное влияние на формирование стиля поведения имеет воспитание, которое может сглаживать или, напротив, рельефнее выявлять свойственные полу черты.
Комментарии
Добавить комментарий