Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей первого класса.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что означает для ребенка «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.
внимание и память в основном не произвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость во время выполнения заданий довольно высокая, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.
Учитель становится значимой фигурой, его похвала или порицание часто бывает наиболее важным.
Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское поведение: плач, капризы, желание телесных контактов».
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей второго класса.
В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что означает для ребенка «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей проявляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.
Следует иметь в виду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу.
В это время активно развивается воля ребенка. Он учиться сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывает желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку все еще требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное отношение к нему – стремление к общению с ним на переменах, прогулках.
У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.
Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще делать трудно.
Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей третьего класса.
В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок учиться оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.
Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.
Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что означает для ребенка «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей проявляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».
У некоторых детей закрепляются социальные страхи – сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий. И в связи с этим в этом классе детям необходима большая психологическая поддержка их действий со стороны учителя.
Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность.
Продолжает развиваться воля ребенка. Он учиться сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывает желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.
Развиваются произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.
Проявляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.
У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.
Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами
Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать.
Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей четвертого класса.
В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.
Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.
Прежде всего нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.
Следующее важнейшее новообразование – познавательная рефлексия: способность осознавать причины учебных неудач и успехов.
Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознавать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.
Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.
Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватного оценивать свои недостатки и достоинства.
Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.
Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь ввиду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием – умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.
Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межополовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр.
Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.
При формировании позитивных новообразований нужно помнить, что в этом возрасте есть риск появления и негативных. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать обращенным нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.
Это период «завершения детства – перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущение собственной ненужности.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей пятого класса.
В этот период можно заметить, что дети стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. Дети начинают взрослеть. Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость.
Прежде всего, стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а признание окружающих, а через них – себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи – «сегодня с одними, завтра с другими». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру, один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!». Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает», - а остальные смеются.
В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим и придумывание ситуаций, чтобы мама пожалела или наоборот, полной отстраненности.
Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это прежде всего борьба за самостоятельность, требование позволить делать все, что хочется. Обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если в этом совсем нет необходимости.
Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку – что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание – что будет?».
Взросление – это хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых учащихся возникают соматические проявления. Возможно повышение конфликтности взаимоотношений в семье.
В этот возрастной период родителям необходимо:
- осознать начало взросления детей, принять это;
- расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;
- понимать возможности детей, давать им право на ошибку;
- оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.
В этот период особо остро встает проблема объединения взрослых т.к. в этом возрасте дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивают свою самостоятельность любыми доступными средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий.
Перед взрослыми встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого необходимо увидеть его разным (дома и в школе), для этого и необходимо сотрудничество родителей и педагогов.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей шестого класса.
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «не»: Не хотят учиться так, как могут; Не хотят слушать никаких советов; Не убирают за собой; Не делают домашние дела; Не приходят вовремя. Встает вопрос: почему? Мы работаем, стараемся все им отдавать, покупаем разные вещи. А они НЕ... Что делать, чтобы «Не» приходило пореже?
Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию «Я признаю, что хотеть могу не только я, но и другие люди», «Я отдаю» и оставлял постепенно детскую «Я хочу, я беру». Что для этого нужно? Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи.
Поэтому полезно прописать договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать. И тогда многие из тех Не, с которых мы начали, будут постепенно уходить из жизни подростка. Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это нужно ему. Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции, пожалеет маму.
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
- У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
- Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
- Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
- Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
- Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
- Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
- Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
- Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
- В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей седьмого класса.
- Особенность,черта характера: Появление чувства взрослости.
Положительное проявление: стремление делать что-то значимое, социально поощряемое.
Отрицательное проявление: Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя).
Воспитательное воздействие: Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости. - Особенность,черта характера: Начало "ценностного конфликта".
Положительное проявление: Отстаивание собственного понимания взглядов на мир.
Отрицательное проявление: Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают.
Воспитательное воздействие: Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям. - Особенность,черта характера: Новый период в нравственном развитии.
Положительное проявление: Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).
Отрицательное проявление: Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь.
Воспитательное воздействие: Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно. - Особенность,черта характера: Потребительское отношение к взрослым.
Положительное проявление: Желание проверить равенство прав со взрослыми.
Отрицательное проявление: Расширение своих прав и сужение своих обязанностей.
Воспитательное воздействие: Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность). - Особенность,черта характера: "Право на родителей".
Положительное проявление: Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят.
Отрицательное проявление: Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви.
Воспитательное воздействие: Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими. - Особенность,черта характера: Недостаточный опыт общения.
Отрицательное проявление: Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение.
Воспитательное воздействие: Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания. - Особенность,черта характера: Развитие самооценки.
Положительное проявление: Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения.
Отрицательное проявление: Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету.
Воспитательное воздействие: Помочь найти сферу, в которой ребенок будет успешным. - Особенность,черта характера: Потребность говорить о себе.
Отрицательное проявление: Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства.
Воспитательное воздействие: Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах. - Особенность,черта характера: Учение обретает личностный смысл.
Положительное проявление: Формируется интерес к какой-либо деятельности.
Отрицательное проявление: Отсутствие учебной мотивации.
Воспитательное воздействие: Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. - Особенность,черта характера: Познавательная активность.
Положительное проявление: Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы.
Отрицательное проявление: Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба. Контролировать "моду" на интересы.
Воспитательное воздействие: Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям. - Особенность,черта характера: Формирование понятийного мышления.
Положительное проявление: Формируется научный язык, умение логически мыслить.
Отрицательное проявление: НеПонимание значения самых распространенных слов.
Воспитательное воздействие: Давать определение понятий, добиваться полного понимания.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей восьмого класса.
В этот период происходят серьезные изменения в анатомо-физиологическом развитии. Идет бурное половое развитие, прежде всего изменение гормонального фона. Он меняется настолько, что этот период еще называют "гормональной бурей", "эндокринным штормом". Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто у подростков возникает дисморфофобия (неприятие своего тела), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
Ведущая деятельность - межличностное общение, учеба отходит на второй план. Чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков.
Личностная сфера. В это время у подростков часто возникает вроде бы беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.
В это время меняется система ценностей, интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры. Есть вероятность "заражения" фанатизмом. Подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений со взрослыми часто носит протестный характер.
В это время подростки стремятся к самопознанию, самоопределению, и родители должны способствовать этому. Нужно чаще общаться с подростком, рассказывая ему о своих чувствах по отношению к нему.
Кризис подросткового возраста. Внешне такой кризис проявляется в грубости и нарочитости по¬ведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Бывают и случаи бескризисного развития ребенка, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей, перестраивают свои отношения с ними. Иногда бескризисное развитие является лишь кажущимся, кризис протекает в сглаженной форме.
Социальная сфера. Подростковый возраст рассматривается не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как про¬цесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к са¬мостоятельной жизни.
Подростки тянутся к всему необычному. Вот почему так часто они увлекаются неформальными течениями. Главное противоречие возраста - стремление, с одной стороны, к уникальности, с другой стороны, к близости к людям.
В этот период формируются представления о дружбе. Но в силу подросткового максимализма к другу предъявляются слишком высокие требования, в связи с чем друзья часто ссорятся.
Самый главный вопрос подросткового возраста - половое Созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ори¬ентации, происходит вторичная половая идентификация.
Особенности самооценки подростка. В подростковом возрасте наблюдается изменение самооценки, многие психологи говорят о кардинальной перестройке отношения подростка к себе. В то же время именно она влияет на все стороны жизни ребенка: на его эмоциональное самочувствие и отношения с окружающими, на развитие его творческих способностей и удовлетворенность учебой и вообще жизнью.
В годы отрочества самооценка неустойчива: подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и так далее. Если же он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам. Правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтоб развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.
В этом возрасте ребенок ориентируется на результаты самопознания (сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками).
Наиболее существенное влияние на отношение подростка к себе оказывают изменения его внешности. Обычно подростки находят то, что не удовлетворяет их в своей внешности (маленький или, наоборот, высокий рост, комплекция, отдельные черты лица).
Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать или недооценивать свои качества и свойства. Если успешность в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком стандарта, то она не воспринимается как успешность.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Следует учесть, что в этом возрасте оценка взрослых тоже важна. Взрослые (учителя и родители) должны честно указывать ребенку на его удачи и неудачи. Причем удачи объяснять его способностями, а неудачи недостаточной подготовкой. Очень важны и ожидания взрослых. Слишком завышенные ожидания, не подтвержденные способностями ребенка, способствуют формированию низкой самооценки у подростка. Нельзя также захваливать ребенка, объясняя его неудачи случайностью, потому что это формирует у ребенка «эффект неадекватности». Поведение родителей, ведущее к успешному формированию самооценки у подростков:
- Будьте чуткими к делам детей;
- Анализируйте с ребенком причины его удач и неудач;
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко, но старайтесь не ограждать его от трудностей, а научить преодолевать их;
- Сравнивайте ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
- Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало их, когда они сами были в подростковом возрасте.
- Покупайте ребенку книги по психологии, по самопознанию.
Подготовила педагог-психолог Скубченко Т.Г.
Комментарии
Добавить комментарий