Новая инструментальная психотехнология нейтрализации фобических страхов токсичности детских игрушек

Новая инструментальная психотехнология нейтрализации фобических страхов токсичности детских игрушек

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

Приводимые в средствах массовой информации данные о токсичности детских игрушек (по разным источникам, от 30 до 50% продаваемых в Европе детских игрушек загрязнены различными химическими токсикантами) обусловливают возникновение у родителей фобических страхов за здоровье ребенка. Подобные страхи небезосновательны, т.к. загрязнение игрушек солями тяжелых металлов, формальдегидом, фенолом и другими токсикантами, действительно могут стать причиной следующих негативных последствий:

  • нарушения визуальных, пространственных, языковых навыков, задержки роста, возникновения дефицита внимания, появления поведенческих расстройств (при наличии в краске детской игрушки свинца);
  • развития заболевания носоглотки и трахеи, возникновения желудочно-кишечных расстройств, бессонницы, головных болей, раздражительности, слабости (при наличии в краске сурьмы);
  • стимуляции роста злокачественных новообразований (при наличии в краске кадмия);
  • развитие аллергии, нарушение функций иммунной системы, негативного влияния на репродуктивные органы, дыхательные пути, кожу глаза (при наличии фенола и формальдегида).

Естественно, что не каждая игрушка загрязнена вышеперечисленными химическими токсикантами, но обусловленный их потенциальными негативными последствиями для здоровья ребенка фобический страх может стать причиной необоснованного лишения малыша радости познания мира посредством игрушек. Однако необходимо учитывать тот факт, что именно игрушки являются средством психического развития ребенка и познания окружающего мира, становления самостоятельных действий, совершенствования мелкой моторики. Известно, что дети, лишенные по тем или другим причинам возможности играть в дошкольном возрасте, в дальнейшем отстают в развитии, не проявляют своих творческих способностей, не в полной мере реализуют свой потенциал.

Таким образом, весьма актуальной является проблема разработки общедоступных средств экспресс-тестирования токсичности детских игрушек непосредственно в бытовых условиях с целью нейтрализации фобических страхов их негативного влияния на здоровье ребенка и необоснованного лишения малыша возможности активного его психического и физического развития, радости познания окружающего мира посредством игр и игрушек.

Известные инструментальные методы оценки токсичности детских игрушек (рентгенофлуоресцентные, масс-спектрометрические, атомно - абсорбционной спектрофотометрии) ввиду дороговизны аппаратуры, необходимости специальных лабораторных условий эксплуатации и наличия высокого уровня квалификации у обслуживающего персонала, естественно, неприемлемы для использования в бытовых условиях.

С целью создания возможности общедоступного экспресс-тестирования токсичности детских игрушек непосредственно в бытовых условиях, автором разработано портативное устройство (см. фото), принцип действия которого основан на дифференциально-волюмометрической регистрации физиологической активности тест-объекта, чувствительного к химическим токсикантам детских игрушек. В качестве тест-объекта предусмотрено использование широко используемых в быту сухих пекарских дрожжей.

Известно (Вятчина О., 2009), что тест-реакция, основанная на способности пекарских дрожжей Saccharomyces cerevisiae к интенсивному пенообразованию при добавлении глюкозы к суспензии дрожжей, весьма чувствительна к химическим токсикантам, в частности, к низким концентрациям солей тяжелых металлов (от 0,000 01%.).

Новизной разработки является регистрация физиологической реакции тест – объекта (пекарских дрожжей) на токсиканты детской игрушки в виде наглядной, общедоступной для интерпретации результатов тестирования, визуализации показателя объема выделяемого углекислого газа в процессе гликолиза.

Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото) в виде портативного прибора, состоящего из термостатирующей ячейки, снабженной емкостями для контрольной (заполненной дехлорированной путем отстаивания водопроводной водой) и анализируемой (заполненной дехлорированной водной суспензией пекарских дрожжей, в которую добавляют сахар и микробу тестируемой на токсичность корпуса детской игрушки). На корпусе прибора закреплен акустический таймер, сигнализирующий о завершении процесса тестирования. Емкости для анализируемой и контрольной проб герметизируются с помощью вялых мембран, в качестве которых используются резиновые воздушные шарики. В процессе тест – реакции на токсичность детской игрушки осуществляется визуальный контроль интенсивности надувания воздушных шариков выделяемым в процессе гликолиза углекислым газом. Ввиду того, что процесс гликолиза подвержен ингибированию химическими токсикантами, пользователь, путем сравнения размеров воздушных шариков над контрольной и анализируемой пробами, имеет возможность экспрессно (через 20-25 минут) получить наглядную информацию о степени интегрального загрязнения детской игрушки химическими токсикантами. Это создает предпосылки для нейтрализации развития фобических страхов негативного влияния на здоровье ребенка токсичных детских игрушек, т.к. родители получают возможность своевременно изъять из обихода «подозрительную» игрушку и уточнить её безопасность для здоровья малыша в специализированных лабораториях санитарно-эпидемиологических станций.

На приведенных фото показано, что шарик прибора практически не надувается над контактирующими с биотестом пробами детскими игрушек (сосками , пластилином, куклой) в которых имеются микропримеси токсичных для здоровья ребенка химических токсикантов, в то время как над контрольной пробой он интенсивно раздувается.

Таким образом, разработанный прибор, стоимость которого не превышает 3 у.е., позволяет общедоступными приемами непосредственно в бытовых условиях предварительно оценить степень загрязнения детских игрушек химическими токсикантами в целях нейтрализации фобических страхов за здоровье ребенка и необоснованного лишения малыша радости познания мира посредством игр игрушек.

Конструктивное оформление разработки реализовано в виде портативного прибора Конструктивное оформление разработки реализовано в виде портативного прибора

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки