«Фундаментальные проблемы общей психологии»
Введение
Сегодня в науке принято рассматривать научную теорию как достаточно убедительную попытку познающего субъекта (возможно, коллективного) дать научное описание определенной части мира действительности, рассматриваемой в качестве объекта, в форме языковой модели. Как теоретическое понятие термин «личность» реферирует множество содержащих внутренние противоречия текстов - определений и теорий личности, созданных разными субъектами науки (учеными, группами ученых и научными школами). В этих условиях принято анализировать, во-первых, общую эволюцию от идей к развитой теории личности и, во-вторых, эволюцию представлений различных субъектов познания (ученых, научных школ) о теории личности.
При наличии серьезных противоречий в научном сообществе в настоящее время достигнуто концептуальное единство по проблеме подхода к определению и исследованию личности. Сегодня «личность» - это научное теоретическое понятие, используемое философами, социологами и психологами при изучении человека. Понятие «личность» указывает на некоторую совокупность свойств человека, а человек, живущий и действующий в мире действительности, рассматривается как обладатель, носитель этой совокупности свойств, которые им проявляются, более или менее произвольно, в поступках, совершаемых на протяжении своего жизненного пути. Проблема личности в психологии рассматривается теперь как часть более общей проблемы человека, изучаемой практически всей совокупностью гуманитарных и значительной частью естественных наук. При этом необходимо учитывать, что термин «человек» сегодня не только описывает человека, живущего и действующего в мире; это еще и научный термин, вобравший в себя обобщающую теорию человека, систему, по отношению к которой теория личности является структурообразующим элементом.
Нынче общепринятым в науке является мнение, что свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, общественно-историческому человеку, и проявляется это свойство в совокупности его общественных отношений. О «жизни личности» в научном плане сегодня говорят лишь метафорически, имея в виду вполне определенную параллель нескольких планов. На первом плане человек, живущий в мире действительности, в ходе индивидуального развития овладевает социокультурными нормами, которые он проявляет в социальном взаимодействии с другими людьми, и что формирует в нем совокупность тех черт, которые в психологии относятся к понятию «личность». На втором (теоретическом) плане существует множество абстрактно-теоретических моделей человека как личности, и каждая модель, начиная с того момента, когда человек как индивид достигает уровня личности, должна обладать ресурсами, позволяющими отражать изменения, происходящие в личности человека, что подразумевает возможность изменения, трансформации и совершенствования самой модели. На следующем, общетеоретическом уровне обобщения мы полагаем, что эволюция теории личности как системы моделей человекознания должна предусматривать способность этой системы отражать не только изменения в личности человека как предмете научного познания, но и более общие изменения, происходящие в науке, изучающей человека, и в обществе.
Каждая теория представляет собой итог (возможно, промежуточный) культурно и исторически обусловленной попытки субъекта познания решить актуальную научную проблему, послужившую ему вызовом. Развитие теории можно представить как результат полилога субъекта познания как внешнего, с оппонентами и союзниками, так и внутреннего, с собственными надеждами и сомнениями. Исследование личности - это всегда многоплановое и многоуровневое исследование, поэтому следует иметь в виду и общетеоретический уровень проблемы исследования личности, и уровень исследования отдельных элементов системы «личность». Из последующих материалов будет видно, как теории более высокого уровня становились теоретико-методологическими предпосылками для более частных исследований, а установленные в частных исследованиях факты и закономерности - источником идей для теоретических обобщений более высокого уровня.
Е.Е. Вахромов