Глава II. Приемы выявления речевых нарушений у детей

 в раздел Оглавление

«Основы теории и практики логопедии»

Глава II. ПРИЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают.

Применительно к каждому конкретному случаю обследование должно быть индивидуализировано с выборочным, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, использованием заданий. Однако в любых случаях должны учитываться некоторые основные требования.

Как отмечалось, нарушения речи могут касаться разных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики. Это значит, что обследование должно быть разносторонним, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй. А у школьников нужно последовать также чтение и письмо.

Принципиальное значение имеет применение системного подхода к анализу речевых нарушений, что предполагает выяснение не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, по и того, какова взаимосвязь его с другими компонентами речи.

Так, например, нарушение звукопроизношения, как известно, может выступать как самостоятельное нарушение, но во многих случаях оно может сочетаться с другими проявлениями недоразвития речи, являясь симптомом более сложного нарушения, охватывающего фонематическую сторону речи, а иногда и общее ее развитие (фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое). Таким образом, за схожими внешними проявлениями обнаруживается разная картина нарушения речи, обусловленная разной их природой. Все это должно быть вскрыто в процессе обследования.

Однако в логопедической практике это не всегда учитывается, и до настоящего времени воздействие, применяемое на дефект, определяется часто наиболее заметным внешним признаком (симптомом), не раскрываются его взаимосвязи с другими проявлениями, не учитывается, результатом чего он является, к каким последствиям может привести.

Как отмечалось, каждое проявление речевого нарушения может быть причиной и одновременно следствием

других нарушений. Так, например, недостаточная дифференциация звуков может привести к нарушениям произношения отдельных звуков и задержке развития фонематических представлений у детей, что в свою очередь может сказаться на формировании звукового анализа, а следовательно, на овладении чтением и письмом. Данное положение должно приниматься во внимание при обследовании: обнаружив нарушение того или иного компонента речи, следует проверить, в каком состоянии находятся зависимые от него другие речевые процессы.

Остановимся на методах и конкретных приемах, которые можно полностью или выборочно использовать при обследовании каждого компонента речи – произношения, словарного запаса, грамматического строя, письма и чтения. Использование одного какого-либо метода или приема еще не дает возможности судить о характере нарушения. Лишь сопоставление и сравнение результатов обследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление тех или иных компонентов речи, позволяет говорить о дефекте, его глубине. Здесь использованы результаты исследований и опыт работы коллектива сотрудников сектора логопедии и школы-клиники Института дефектологии АПН СССР.

Проведению обследования речи, как правило, должна предшествовать беседа с родителями. Из беседы выясняется, не перенес ли ребенок каких-либо заболеваний, травм, нарушивших нормальный ход речевого развития, каковы были условия воспитания.

Сведения, сообщаемые родителями, помогут разобраться в картине нарушения речи ребенка. При опросе родителей следует обратить внимание на то, какие ими подмечаются недостатки речи: касаются ли они только произношения или распространяются также на словарный запас и грамматический строй, а может быть, относятся только к темпу и плавности. Также необходимо расспросить родителей, испытывает ли ребенок (школьник) затруднения в обучении, в частности при усвоении чтения и письма.

Для того чтобы в дальнейшем при обследовании можно было вернее определить причины нарушения, логопед должен представлять себе, как развивалась речь ребенка. Поэтому, опрашивая родителей, необходимо собрать сведения и о том, к какому периоду относится начало развития речи, когда появились первые слова, первые фразы, как шло дальнейшее развитие речи, какой была она к моменту поступления ребенка в школу. При заикании выясняется, когда, в каком возрасте появились первые признаки заикания, в каких условиях заикание усиливается и в каких проявляется меньше.

В беседе с родителями выясняется, каково речевое окружение ребенка, как оно влияет на формирование его речи, нет ли недостатков речи у родных, многоязычия. Важно узнать, осознает ли ребенок свой речевой дефект и как реагирует на него. Отмечается также, обращались ли родители к логопеду, когда, какие были достигнуты при этом результаты.

Если ребенок находился в каком-либо детском учреждении, сведения родителей дополняются педагогическими характеристиками.

Нарушения речи часто обусловливаются снижением слуха. Родители не связывают оба эти явления и, обращаясь к логопеду, часто не упоминают о том, что ребенок плохо слышит. Поэтому, прежде чем начинать обследование речи, следует убедиться в сохранности слуха. Если нет справки о состоянии слуха от отоларинголога, то логопед должен проверить его сам. Проверить слух можно с помощью анализа восприятия шепотной речи. Ребенку произносят отдельные слова или фразы на разном расстоянии: 5; 4; 3; 2; 1; 0,5м от ушной раковины. Слова произносятся с различной громкостью: громко, разговорной речью, шепотно.

При нормальном слухе ребенок будет слышать и повторять слова и фразы, сказанные логопедом шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6 – 7м от ушной раковины. Ребенок при этом ставится спиной к логопеду и повторяет сказанные им слова. Начинать исследования слуха необходимо с близкого расстояния, постепенно удаляясь от ребенка. Если помещение, в котором происходит обследование, мало, то логопед может произносить слова, став спиной к ребенку, что ее ответствует увеличению расстояния вдвое.

При легком снижении слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 6 до 8м от ушной раковины и шепотную речь на расстоянии до 3м. При значительном снижении слуха расстояние будет снижаться и соответственно будет уменьшаться возможность различения и повторения слов, сказанных шепотной речью восприятие шепота на расстоянии меньше 1м указывает на значительное снижение слуха.

При подборе материала, предъявляемого для обследования слуха, следует учитывать частотную характеристику слов. Необходимо помнить, что слова, в составе которых есть звуки р, м, н, в, у, о, характеризуются низкой частотой и при шепотном произнесении воспринимаются на расстоянии 5 м; слова со звуками а, и, е, а также свистящими и шипящими имеют высокую частотную характеристику и воспринимаются на расстоянии 20 м. Кроме того, ребенок должен понимать значение предъявленных ему слов и уметь различать звуки, входящие в их состав. Приступая к обследованию, логопед должен прежде всего составить представление о речи ребенка в целом, о ее полноте, внятности, темпе, плавности и т.д.

Чтобы составить общее представление о состоянии речи дошкольника или младшего школьника, часто бывает достаточно простейшей беседы:

«Как тебя зовут? А папу, маму? Где ты живешь? Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них. С кем ты дружишь в школе? На чем приехал сюда? А еще какой ты транспорт знаешь? Был ли ты в зоопарке? Каких зверей видел? Кто тебе больше всех понравился?» и т.д.

Беседу не стоит ограничивать только вопросо-ответной формой. Можно предложить ребенку составить небольшой устный рассказ по картинкам. Задание дается в такой форме: «Расскажи, что нарисовано на картинке». Специально подбираются картинки, сюжет которых ребенок должен пересказать в развернутой повествовательной форме.

Материалом обследования может быть также серия картин (3–5) с одним развертывающимся в определенной последовательности сюжетом. Каждая картина отражает какой-либо отрезок сюжета. Картинки либо раскладываются перед ребенком, либо даются в беспорядке, ребенок должен разложить их в последовательности и рассказать содержание всей серии картин, составляя цельный рассказ. В последнем случае можно судить и об интеллектуальных возможностях ребенка.

Следует отметить, что картинка, с одной стороны, подсказывает ребенку, а с другой – сковывает, способствует ситуативное речи. Поэтому наряду с рассказом по картинке следует использовать и прием рассказывания сказки или какого-либо события (например, из жизни школы), имеющих более контекстный характер.

Во время ответов на вопросы, рассказа по картинке, пересказа логопед может установить, имеются ли отклонения в произношении звуков и каких, какова общая внятность речи, ее темп, плавность, насколько свободно ребенок владеет своей речью, может ли самостоятельно воспроизвести нужное повествование, какими при этом видами предложений он оперирует, какие затруднения встречаются при построении фраз, в подборе слов, в правильном их использовании, нет ли аграмматизм.