МОРОЗОВА НАТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВНА
Морозова Наталия Григорьевна (1906-1989) - советский психолог и дефектолог, педагог, участница «большой пятерки» учеников Л.С. Выготского, под руководством которого начинала работу по изучению аномалий психического развития детей. Основные области научных интересов - детская и специальная психология.
Исследовательскую работу Наталья Григорьевна начала с изучения проблемы воспитания интересов у детей. Этой проблемой она занималась в ряду других на протяжении всей своей жизни. В последние годы научные интересы Натальи Григорьевны были сосредоточены на изучении особенностей поведения аномальных детей дошкольного возраста.
Занималась сопоставлением познавательных интересов и процесса их формирования у детей с нормальным и аномальным развитием, теоретическим и практическим решением проблем обучения и воспитания детей с отставанием умственного развития. Продолжая традицию дефектологических исследований, заложенную Выготским, проводила психолого-педагогические исследования развития аномальных (abnormal) детей.
Автор более 160 научных работ по проблемам психологии, общей педагогике и дефектологии. За многолетнюю научную деятельность Н.Г. Морозова награждена медалями, почётными грамотами, значками «Отличник просвещения» РСФСР и СССР.
Литература
- Корсунская Б.Д., Морозова Н.Г. О постановке понятий в младших классах школы глухонемых (из опыта работы). - М.: Учпедгиз, 1939.
- Об особенностях понимания читаемого текста глухонемыми школьниками // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - 1946. - Вып.2.
- понимание основной мысли рассказа глухонемыми школьниками // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - 1946. - Вып. 4.
- О самостоятельной письменной речи глухонемого школьника // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. - 1947. - Т.49 - Вып.3.
- воспитание сознательного чтения у глухонемых школьников: опыт психолого-педагогического анализа. - M.: Учпедгиз, 1953.
- понимание письменной речи глухонемыми школьниками. 1944.
- Развитие отношений детей дошкольного возраста к словесному заданию. – М.: Изд-во. АПН СССР, 1948.
- воспитание сознательного чтения у глухонемых школьников: опыт психолого-педагогического анализа. – М.: Учпедгиз, 1953.
- воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Слабовидящие дети. / Под редакцией Ю.А. Кулагина, Н.Г. Морозовой, М.Б. Эйдиновой. – М.: Просвещение, 1967.
- Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. – Докторск. дисс. М., 1967.
- Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребёнок плохо видит. – М.: Педагогика, 1969.
- Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). – М.: Просвещение, 1969.
- Актуальные проблемы дошкольного воспитания аномальных детей. – В книге: Вопросы дефектологии. Ташкент, 1973.
- Учителю о познавательном интересе. Москва: Знание, 1979
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. Том 5. Основы дефектологии. / Сост.: Т.А. Власова, Э.С. Бейн, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф.; под. ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.
- Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста /В сб. научных трудов: Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984.
- Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии// В сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984.
- воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях. //Сборник: Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. М., 1990
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий