Профессиональная и школьная психодиагностика

 в раздел Оглавление

«Когнитивная и прикладная психология»

Раздел 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Новая технология в профессиональной психодиагностике

В целом ряде профессий даже небольшая ошибка, обусловленная психическими особенностями человека, например, такими, как неустойчивость внимания, нескоординированность движений, неумение быстро сориентироваться в обстановке и принять правильное решение, может привести к серьезной аварии и даже к катастрофе, имеющими своим следствием гибель людей и разрушение дорогой техники.

Теоретически можно допустить, что любого здорового человека можно обучить и натренировать так, что он сможет справиться с любыми функциями. Однако индивидуальные различия между людьми настолько значительны, что в некоторых видах деятельности не все люди, несмотря на активное стремление овладеть данной специальностью, могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства. Эти лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают специальностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчеты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надежностью в работе.

Определение профессиональной пригодности осуществляется в процессе профессионального отбора. Целью профотбора является определение способности индивида к обучению и прогнозирование эффективности его деятельности в реальной обстановке. Автоматизация и унификация этого процесса позволяет проводить массовые обследования, накапливать и быстро обрабатывать полученную информацию, делает возможным сопоставление результатов диагностики, полученных в различных исследованиях, определение тестовых норм и т.д.

Автоматизированная система профессиональной психодиагностики (АСППД) использует оригинальную технологию, предложенную Т.П. Зинченко и А.А. Фрумкиным, не имеющую аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной прикладной психологии.

В качестве примера рассмотрим технологический процесс решения задачи профотбора с помощью АСППД, ибо это позволяет понять технологию решения и других задач профессиональной психодиагностики.

Постановка задачи, на первый взгляд, до банальности проста. Есть свободное место (руководителя, оператора и т.п.) и есть один или несколько претендентов на это место. Необходимо определить степень пригодности, если претендент один, или проранжировать степень пригодности всех претендентов, если их несколько.

Методический подход к решению поставленной задачи тоже достаточно прозрачен: необходимо иметь некоторый «психологический эталон специальности» (ПЭС) и «реальные психологические портреты» (РПП) претендентов, представленные в тех же единицах, что и эталон. В этом случае задача сводится к выбору математических методов сравнения ПЭС и РПП для определения степени их сходства.

Для выявления психофизиологических свойств человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, в современной прикладной психологии используются методы анализа деятельности, опроса, эксперимента, анализа документации и различных форм наблюдения. Очевидно, что такой путь представляет большие трудности, требует немалых материальных и временных затрат и не поддается автоматизации. Часто прибегают к упрощенным вариантам решения этой задачи: исходят из традиций организации профотбора в данной отрасли или организации; ориентируются на имеющийся методический инструментарий; используют при проведении профессиональной психодиагностики наиболее «модные» или популярные в последнее время тесты. Эти варианты мы обсуждать не будем, а сошлемся лишь на известное высказывание английского психолога А. Маслоу: «Если единственным инструментом, который имеется в распоряжении человека, является молоток, то есть опасность, что все окружающее он будет воспринимать как гвозди».

Предлагаемый нами альтернативный путь - использование для построения психологического эталона специальности метода экспертных оценок, который заключается в опросе наиболее опытных специалистов. С этой целью нами был разработан универсальный опросник, включающий 154 вопроса, направленных на оценку значимости для эффективного выполнения той или иной профессиональной деятельности сенсорно-перцептивных, психомоторных, мнемических, аттенционных, мыслительных и имажинитивных свойств, а также свойств нервной системы, особенностей когнитивного стиля и личностных свойств.

Количество экспертов - человек 5-10. Как показал опыт, работа одного человека с таким опросником занимает не более 30 минут. Отвечая на вопросы, эксперт пользуется следующей шкалой:

→ качество совершенно необходимо (+3 балла)
→ качество обязательно (+2 балла)
→ качество желательно (+1 балл)
→ наличие качества безразлично (0 балов)
→ качество нежелательно (–1 балл)
→ качество противопоказано (–2 балла)
→ качество недопустимо (–3 балла)

Как видно, шкала симметрична и количественно определяет не только степень необходимости, но и недопустимости того или иного свойства для данной специальности. Используя оценки экспертов для построения эталона, мы тем самым:

  • избегаем субъективности, которая неизбежна в случае, когда этим занимается пусть даже высококвалифицированный психолог;
  • в полной мере используем опыт экспертов;
  • получаем возможность автоматизации одного из самых важных этапов профессиональной диагностики - построения психологического эталона специальности, который не только позволяет обоснованно выбрать методы и средства диагностики для получения реального портрета, но и используется при определении профпригодности претендента.

Портрет профессии может быть достроен блоками качеств, характеризующих социальный, профессиональный, образовательный статусы, медицинскими нормами и т.д. Естественно, что результаты опроса экспертов могут и должны быть соответствующим образом обработаны с использованием хорошо известных статистических методов стабилизации экспертных оценок.

Вторая часть технологического процесса решения задачи профотбора - выбор методов диагностики профессионально важных качеств. Это могут быть различные диагностические методики, аппаратные средства диагностики и т.п. Подбор методов диагностики производится в строгом соответствии с полученным эталоном. Причем, формирование кортежа диагностических методик может осуществляться с различным уровнем детализации, т.е. диагностика на уровне только необходимых свойств (оперативная диагностика), на уровне желательных свойств (детальная диагностика) и т.д.

При разработке данного подхода у нас возникли естественные сомнения в его объективности в связи с возможным влиянием рефлексии, осознанной или неосознанной, на результаты экспертной оценки. Можно было предположить, что рефлексия может исказить эталон специальности, представив вместо него психологический портрет самого эксперта или его антипод. В первом случае экспертом наиболее высоко оценивается значимость тех свойств, уровень развития которых у него высок («комплекс полноценности»). Во втором случае эксперт наиболее высоко оценивает значимость тех свойств, уровень развития которых у него недостаточен («комплекс неполноценности»). Для проверки данного предположения проводилось специальное исследование. Полученные данные показали отсутствие достоверных связей между оценкой значимости тех или иных свойств в образе специальности, построенном каждым из экспертов, и уровнем их развития у данного эксперта. Таким образом, мы удостоверились в том, что предложенный подход позволяет выявить объективные психологические требования к специальности.

Итак, используемый нами методический подход к получению психологического эталона специальности позволяет, с одной стороны, построить такой эталон в достаточной мере объективно, с другой стороны, определить необходимый перечень средств, которыми можно получить реальный психологический портрет претендента. Существенное преимущество разработанного подхода - возможность определить не только номенклатуру (перечень) необходимых для данной специальности качеств, но и требуемую степень их выраженности или недопустимости. Таким образом, эталон приобретает количественное выражение, что позволяет в дальнейшем применить математические методы определения степени пригодности претендента, используя в качестве критерия меру адекватности двух портретов - эталона и реального.

Продуктивность разработанного подхода определяется и тем, что после оценки претендента на соответствие его данной должности, можно, в случае его непригодности или неполном соответствии, обоснованно подобрать ряд других должностей (специальностей), которые подходят ему больше, что снимает социальную и психологическую напряженность обследуемого человека и позволяет не превратить решение в некий приговор его дальнейшему профессиональному существованию и карьере. Естественно, набор эталонов вакантных должностей должен существовать в базе эталонов.

Заключительная стадия решения задачи профотбора - комплексная обработка результатов обследования и принятие решения. На этом этапе производится сравнение двух портретов - эталона и реального. Решение о пригодности принимается на основании полученной меры близости этих двух кривых.

На современном этапе развития профессиональной психодиагностики такой подход является единственным, позволяющим принимать корректные и обоснованные решения.

Возможности использования предлагаемого подхода - сравнение двух психологических портретов - достаточно широки и не исчерпываются задачей профессионального отбора. Этот подход был использован нами при создании системы профориентации, при построении медицинских диагностических систем, при разработке системы оценки когнитивной готовности детей к школе и выборе образовательного маршрута и т.д.

Разработанная технология была апробирована на широком классе различных специальностей: диспетчерский состав железнодорожного транспорта и метрополитена; пилоты и штурманы; водители грузового и легкового транспорта; сотрудники управления внутренних дел и ФСБ; диспетчеры пожарной охраны; агенты по продаже недвижимости и т.д., что позволяет достаточно уверенно говорить о ее корректности и инвариантности к виду деятельности.

Автоматизированная система профессиональной психодиагностики (АСППД) нашла применение в Министерстве обороны РФ, в Управлении внутренних дел г. Тулы, в управлении коммунального хозяйства муниципалитета г. Ижевска и т.д. В настоящее время проводятся работы по ее использованию для психологического отбора операторов-дефектоскопистов ультразвукового контроля, работающих в системе МПС.

Пакет выполнен в открытом виде, что позволяет наращивать как методический арсенал, так и комплекс диагностических методик (в настоящее время реализованы более тридцати компьютерных методик, обеспечивающих возможность диагностировать свыше пятидесяти психических свойств).

Программная реализация пакета осуществлена на языке Visual Basic и работает под управлением ОС Windows версия 3.1 и выше.