«Когнитивная и прикладная психология»
Словарь психологических терминов
Развитие памяти - происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на первом месяце жизни у него обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные состояния. К концу первого полугодия проявляется узнавание, а затем и воспроизведение образов отсутствующих предметов. По мере того, как ребенок овладевает навыками ходьбы и речи, память начинает быстро развиваться в результате расширения его контакта с вещами и речевого общения со взрослыми. В процессе обогащения чувственного опыта, его обобщения и закрепления в речи память детей становится все более устойчивой и прочной. Если у годовалого ребенка впечатления сохраняются 1-2 недели, то к концу третьего года жизни они могут сохраняться до 12 месяцев.
К числу изменений памяти с возрастом относится прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объема памяти. Но наиболее существенные перемены происходят, по мере развития ребенка, в качественных особенностях его памяти. Одна из таких характерных перемен - переход от непроизвольной памяти, типичной для раннего возраста (до 4-5 лет), ко все более выраженному произвольному запоминанию и припоминанию.
Существенным для характеристики памяти в детском возрасте является развитие ее осмысленности. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе запоминания опираются не на абстрактно-логические отношения между понятиями, служащие существенной опорой запоминания у взрослых, а на наглядно воспринимаемые связи явлений и предметов. Дальнейшее развитие памяти проходит в процессе обучения и воспитания детей в школе, где они овладевают рациональными способами произвольного запоминания. При этом непроизвольная память, включаясь непосредственно в сам процесс усвоения знаний, не только успешно функционирует в условиях оптимальной организации учебного материала, но и готовит почву для продуктивной работы произвольной памяти.