в раздел Оглавление
«Столкновение с будущим. Шанс на выживание»
«Дети тыла»
(новеллы, рассказы)
(сокращенный вариант...)
Ежегодное переначисление пенсии собирает в определенные дни в узком коридоре пенсионного фонда, когда работает комиссия, сотни пенсионеров.
«Граждане соблюдайте порядок. Должно быть две очереди. Вас принимает два инспектора. Первый инспектор принимает участников ВОВ и тыла, а второй инспектор принимает всех остальных, поэтому, пожалуйста, разберитесь и соблюдайте порядок» – с этими словами инспектор исчезла за дверями, оставив возбужденную толпу для саморазборок.
На сегодня уже стали пенсионерами дети и подростки участников тыла. Подростки могут причислить себя к участникам тыла, т.к. с мамой ходили на работу, а младшие сестренки, братишки уже не участники тыла, хотя все вместе переносили голод и страдания войны.
Поэтому в коридоре завязался перекрестный сарказменный спор, как понимать участников тыла, ведь дети тыла также несли все трудности и испытания военного времени, как и их братья, которым удалось получить признание и, соответственно, льготы.
У Степана Петровича военное время началось в его два года отроду жизни.
С заявлением Молотова по радио о нападении фашистской Германии на Советский Союз перевернулась его детская жизнь, как только отец и брат ушли на фронт.
«Степка, не мешайся здесь, вон залазь на кровать и сиди там» – крикнула на Степашку мать, т.к. в переполненной людьми комнате отец и старший брат примеряли полученную в военкомате военную форму и завтра должны были прибыть на железнодорожную станцию для отправки эшелоном на фронт.
Много было всяких здесь и слез и причитаний и разговоров. Для Степашки это было все каким-то новым миром, в котором были и тревоги и ожидание чего-то нового неизвестного. Поэтому он искал для себя какие-то тоже дела, чтобы заняться какой-то игрой, построить, соорудить, и не сидеть смирно, спокойно, как этого хотелось бы взрослым.
Наступило время, когда на улицах небольшого города остались в домах только женщины и дети. Все мужское население ушло на фронт. Потянулись нудные и трудные дни бездействия и полной отчужденности. Никто тобой не интересовался, мать с утра уходила на работу, Степашка ждал ее до темной ночи и, не дождавшись, засыпал. Закончились в школе занятия, и старший брат с сестренкой вместе с матерью стали ходить на завод работать.
Утром просыпался Степашка и устремлялся к столу, чтобы съесть то, что ему оставили ушедшие на завод. Затем выходил на улицу и оказывался в среде таких же как он голодных и брошенных детей. Главным всегда чувством было найти что-нибудь поесть.
Степашка, в доме его приятеля Валерки, сидели перед окном и наблюдали за мухами, которые кучей бились об оконную раму.
Валерка старше Степашки на два года, и поэтому начал рассказывать Степашке, что мух едят пауки, значит они съедобные.
– Но пауки не люди, – возразил Степашка.
– А давай попробуем, – предложил Валерка.
Голод их сдвинул с места, и они начали на окне ловить мух, вскоре их ладошки были наполнены кучкой раздавленных и пойманных мух.
– Давай, – говорит Валерка Степашке, – ты пробуй первый, а потом я.
– Что это Вы здесь делаете? – услышали они голос Валеркиной тетки.
– Да вот мух хотим попробовать. Можно ли их есть? – спросил Валерка.
– Ни в коем случае, мухи несут заразу для человека. Сейчас же выбросьте их и вымойте руки.
– Лучше сбегайте и нарвите лебеды, и я вам приготовлю лебединый борщ, – предложила тетя.
– Ура! – закричали дети, и с песней «Кони сытые, бьют копытами, встретим мы по-Сталински врага!» побежали на луг за лебедой.
Уважаемые господа! Ищу спонсора для издания книги. С уважением Туренко Ф.П.