в раздел Оглавление
«Педагогическая психология»
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................... 3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ................................................................ 4
Глава 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ....... 11
2.1 Предмет педагогической психологии............................................................... 11
2.2 Методы педагогической психологии................................................................ 11
2.3 Задачи педагогической психологии................................................................. 15
2.4 Основная система понятий, используемых в педагогической психологии......... 15
Глава 3. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.... 16
3.1 Физические возможности шестилеток.............................................................. 17
3.2 Психическая готовность к школе..................................................................... 17
3.3 Психологические новообразования в младшем школьном возрасте................. 22
3.4 Индивидуальные особенности младших школьников...................................... 24
Глава 4. ОБЩИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................. 25
4.1 Виды сотрудничества в учебной деятельности................................................ 25
4.2 Анализ деятельности учения........................................................................... 26
Глава 5. ДЕЙСТВИЯ, ВХОДЯЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ.................................... 32
5.1 Начальные логические приемы мышления....................................................... 32
5.2 Психологические умения................................................................................. 46
5.3 Специфические приемы познавательной деятельности..................................... 48
5.4 Взаимосвязь общих и специфических знаний и умений................................... 51
5.5 Умение учиться............................................................................................... 53
Глава 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ................................................... 56
6.1 Природа процесса усвоения............................................................................. 56
6.2 Структурный и функциональный анализ действий.............................................. 56
6.3 Свойства действия........................................................................................... 58
6.4 Этапы процесса усвоения................................................................................. 69
6.5 Типы ориентировочной основы действий........................................................... 74
Глава 7. КОНТРОЛЬ И ЕГО ФУНКЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.................................... 78
7.1 Предварительный контроль............................................................................... 78
7.2 Текущий контроль............................................................................................. 79
7.3 Итоговый контроль............................................................................................ 86
Глава 8. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ............................................. 93
8.1 Фронтальная работа.......................................................................................... 94
8.2 Индивидуальные формы работы........................................................................ 96
Глава 9. ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ДЕЙСТВИЙ............ 98
Глава 10. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ......................................................... 106
10.1 Виды понятий.................................................................................................. 106
10.2 Сущность понятий........................................................................................... 108
10.3 Пути усвоения начальных научных понятий..................................................... 108
10.4 Виды действий, используемых при формировании понятий............................... 109
10.5 Роль определения понятия в процессе его усвоения........................................ 109
10.6 Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий............... 111
10.7 Требование к содержанию и форме заданий..................................................... 113
10.8 Качество сформированных понятий при управлении процессом их усвоения..... 116
10.9 Возрастные особенности усвоения понятий....................................................... 121
Глава 11. ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........ 123
11.1 Обучение чтению............................................................................................ 125
11.2 Обучение письменной речи............................................................................. 127
11.3 Приемы работы при изучении системы счисления............................................ 129
11.4 Прием решения арифметических задач «на процессы»..................................... 132
Глава 12. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ВХОДЯЩИХ В УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ................... 136
12.1 Формирование действий, входящих в прием моделирования............................ 136
12.2 Формирование умения быть внимательным....................................................... 137
Глава 13. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ........................................................................... 142
13.1 Общее понятие о личности.............................................................................. 143
13.2 Формирование личности в младшем школьном возрасте................................. 144
13.3 Динамика мотивов при усвоении нравственных норм....................................... 146
13.4 Формирование внутренней ответственности..................................................... 147
13.5 Подготовка к следующему возрастному этапу................................................. 148
Глава 14. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ................................................................................. 150
Глава 15. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИКЛОВ ОБУЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... 155
15.1 Основы проектирования циклов обучения........................................................ 155
15.2 Диагностика познавательной деятельности...................................................... 159
СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................................. 162