«Риторика»
книга 2
ГЛАВА XXVI
Преувеличение и умаление
Преувеличение и умаление не представляют собой элементов энтимемы; я разумею одно и то же под элементом и топом; элемент и топ есть то, что включает в себе много энтимем. Преувеличение и умаление сами представляют собой энтимемы для доказательства, что что-нибудь велико или мало, точно так же, как для доказательства, что что-нибудь хорошо или дурно, справедливо или несправедливо или что-нибудь подобное. Все это представляет собой предметы, которых касаются силлогизмы и энтимемы, так что если каждый из этих предметов не представляет собой топа энтимемы, то и преувеличение и умаление также не имеют этого свойства. И энтимемы, которые можно уничтожить, не представляют собой какого-нибудь особого вида энтимемы, ибо очевидно, что уничтожает энтимему человек, доказавший что-нибудь, или сделавший какое-нибудь возражение, а его противники, наоборот, доказывают противное как, например, если первый доказал, что что-нибудь было, второй старается доказать, что этого не было, или если первый доказал, что чего-нибудь не было, второй доказывает, что что-нибудь было.
Таким образом в этом, пожалуй нет различия, ибо и тот, и другой пользуются одними и теми же средствами, именно, они приводят энтимемы в доказательство того, что что-нибудь не есть или есть, возражение же не есть энтимема, но, как мы объяснили в "Топике", оно представляет собой произнесение какого-нибудь мнения, из которого будет очевидно, что противник не вывел заключения согласно с правилами силлогизма, или что он признал какое-нибудь ложное положение за истинное.
Так как есть три пункта, на которые следует обращать внимание при составлении речи, мы считаем, что сказали достаточно о примерах, изречениях, энтимемах и вообще обо всем, что касается мыслительной способности, нам остается изложить способ произнесения и построения речи.