Гербарт Иоганн

Иоганн Фридрих Гербарт Johann Friedrich Herbart

Иоганн Фридрих Гербарт

Гербарт Иоганн (Johann Friedrich Herbart, 1776-1841) - нем. философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Один из основателей научной педагогики.

Для превращения психологии в подлинную науку Г. считал необходимым применение математики, пытался использовать ее для объяснения статики и динамики представлений, которые, по Г., являются элементами сознания. Хотя поставленная задача и не удалась Г., предложенная им на основе учета количественных характеристик представлений (их силы, или ясности) модель сознания (идеи которой можно найти еще в работах Г.В. Лейбница) сохранилась в последующих учениях эмпирической психологии (В. Вундт и др.). По Гербарт И.Ф., сознание имеет 3 зоны: ясного сознания, «просто» сознания и бессознательного, между которыми существуют нежесткие границы, названные Г. порогами (данное понятие затем использовал Г.Т. Фехнер).

Понятие «вытеснение», примененное Г. для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовалось затем в психоанализе. Г. выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Г. называл апперцепцией).

Иоганн Фридрих Гербарт оказал значительное влияние и на педагогику, критикуя теории врожденных способностей и подчеркивая значение опыта и ассоциаций в процессе обучения и воспитания. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Гербарт Иоганн (1776–1841) - немецкий философ, психолог, педагог. Считая, что психология должна базироваться на опыте, метафизике и математике («Учебник психологии», 1816), разработал учение о «статике и динамике» представлений как первичных элементах индивидуальной души, находящихся в непрерывном взаимодействии.

По мнению Г., между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удержаться в «жизненном пространстве» сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда стремятся вырваться, с тем чтобы занять прежнее положение. Эта внутрипсихическая динамика поддается математическому анализу, поскольку представления могут быть истолкованы как силовые величины (что выражено в их интенсивности, субъективно воспринимаемой как ясность). Из запаса представлений образуется «апперцептивная масса», силой к-рой в фокусе внимания удерживается преимущественно данное содержание. Эта масса может быть целенаправленно сформирована педагогом, приобретающим тем самым средство управления процессом обучения ребенка.

Литература

  • Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)
  • Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824)
  • Учебник психологии (1816)
  • Письма о приложении психологии к педагогике (1831)
  • Очерк лекций по педагогике (1835)

В русском переводе

  • Психология. СПб., 1875.
  • Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.
  • Психология / Предисловие В. Куренного. - М.: Издательский дом "Территория будущего", 2007. (Серия "Университетская библиотека Александра Погорельского"). - 288 с

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки