ЛОНГИТЮДИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Лонгитюдинальное исследование (англ. longitudinal study, longitudinal design) - продолжительное онтогенетическое исследование одних и тех же индивидов (индивида, группы или случайной выборки).
Лонгитюдинальное исследование - это один из основных методов, или, как недавно стали выражаться, одна из основных стратегий исследования в возрастной психологии и в др. онтогенетических науках. Син. лонгитюдное исследование, лонгитюд, метод длинника, стратегия продольного изучения, диахронический метод.
Лонгитюдинальное исследование очень разнообразны:
- по количеству обследуемых;
- по общей длительности изучаемого периода;
- по частоте или периодичности наблюдений (измерений, экспериментов);
- по целям и методам (методикам) изучения.
Как правило, Лонгитюдное исследование длятся несколько лет, иногда несколько десятилетий и даже всю жизнь (исследования жизненного развития, life-span development, и жизненного пути — life-course approach). Уже одно это делает такие исследования крайне трудоемкими, дорогостоящими и сравнительно редкими.
По частоте (периодичности) наблюдений можно выделить 2 крайних типа Л. и.:
- 1-й тип - практически непрерывные (напр., ежедневные) наблюдения (измерения),
- 2-й тип - наблюдения, разделенные большими интервалами времени (напр., от 1 г. и более).
К 1-му типу относится большинство дневниковых исследований, с которых фактически начиналась Детская психология (И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер, В. Штерн и др.), к тому же это были исследования одного случая (case-study). Примером 2-го типа Л. и. может служить амер. исследование развития темперамента, начавшееся в 1950-е гг. на 140 младенцах и продолжавшееся, по крайней мере, до 1980-х гг. (под руководством Александра Томаса и Стеллы Чесс). Примеры отечественных Л. и. идиографического типа см. в добавлении к статье «Индивидуальность». См. также Сравнительно-генетический метод, Срезов стратегия, Стратегия изучения психического развития. (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Лонгитюдное исследование (от англ. longitude — долгота) - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»).
Самостоятельная ценность Лонгитюдное исследование связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития (см. Развитие психики) и установления генетических связей между его фазами.
Общая психология: глоссарий. Р. Комер
Лонгитюдное исследование (longitudinal study) - исследование, в котором одни и те же испытуемые наблюдаются в течение длительного периода времени.
Психологический словарь. И. Кондаков
Лонгитюдинальное исследование
- Словообразование - происходит от англ. longitude - длина.
- Категория - экспериментальная стратегия.
- Специфика - изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В. Штерн, В. Прайер, А.Н. Гвоздев).
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий