Интенция

Интенция

Интенция (от лат. intentio — намерение, стремление) - имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия Интенция восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие интенция было вновь введено в философию нем. философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. Психология акта). Понятие интенция также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие Интенция играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.

Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы интенция выступает как основное свойство без-образного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т.п.). (А.Б. Орлов)

Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «Интенция» и «интенциональность».

  1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «Сознание о...» (Bewubtsen von...), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т.д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия.
  2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) - это, по А.Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект - анализ способа осуществления действия). И. в таком случае - собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).

Аналогичное понимание Интенция встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Интенция (от лат. intentio — стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Интенция (лат. intentio — стремление) - направленность сознания, мышления на какой-нибудь объект.

Интенция парадоксальная (греч. paradoxos — невероятный, странный) - см. Франкля метод парадоксальной интенции.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Интенция (от intention – стремление, намерение) - направленность движения или психической активности человека на достижение определенной цели.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Интенция

  1. Вообще – любое желание, план, цель, задача или убеждение, которые ориентируют на некоторую цель, некоторое конечное состояние. Чаще всего употребляется с коннотацией, что такое стремление осознано, хотя этот термин иногда и вкрадывается в психоаналитические работы оез необходимости.
  2. Как представляется школой психологии акта, существенной чертой всех осознаваемых процессов является то, что в них имеется направленность вовне, на объекты. См. здесь интенциональность.

предметная область термина

ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ - психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927г. в рамках его логотерапии и анализа экзистенциального. Состоит в том, что клиент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или непосредственно перед ее наступлением хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях), или же самому осуществить (при неврозах навязчивости) то, чего он опасается. Это иллюстрируется на примере студента, у которого перед экзаменами начиналась дрожь и который больше всего страдал от ожидания этой дрожи и от опасений, что это все заметят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя интенцию парадоксальную - задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли "чемпионом по дрожанию". За счет этого студенту удалось избавиться и от дрожи, и от ее боязни.

Другой его пример - супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз ссориться так долго, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция реализуется, и тогда ситуация или действие, коих клиент опасается, перестанет быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишится самого болезненного признака; либо сама попытка клиента реализовать интенцию переключит его внимание с непроизвольных эмоциональных переживаний на их воспроизведение произвольное, что разрушит их естественное течение и приведет к их ослаблению.

В качестве механизмов действия этого приема усматривается процесс самоотстранения, позволяющий клиенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. В качестве модели такого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении только к его достижению. Этот прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, терапия имплозивная, тревожность индуцированная. Для большего эффекта интенцию парадоксальную можно сформулировать в юмористической форме.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ ФРАНКЛА Метод, предложенный Франклом (Frankl V.Е.), автором логотерапии, в 1929г., описан им лишь в 1939г., а опубликован под этим названием в 1947г. Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению. Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. П. и. Ф. применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:

  1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например стараются не выходить из дома.
  2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.

В отличие от фобии, собственно обсессивные состояния характеризуются не бегством, а борьбой - борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и фобии, и обсессивные состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается не только первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома), но и вторичными (закреплением страха ожидания). Необходимо разорвать эти круговые механизмы. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения больного. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной с обсессией боится и того, что может совершить сам.

В данных случаях следует обратиться к столь характерной для человека способности к самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. юмор - важное свойство человеческой личности; он дает возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и тем самым обрести над собой полный контроль. Мобилизация этой способности человека к дистанцированию и достигается с помощью метода П. и. Ф.

П. и. Ф. построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или чтобы он сам осуществил то (при обсессии), чего он так опасается. При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме. Очевидно сходство П. и. Ф. с вошедшими позже в обиход методами поведенческой психотерапии. Однако, хотя в обоих случаях используется понятие подкрепления, не следует забывать о различиях, что иллюстрируется, например, сравнением с техникой "жетонов", где позитивно подкрепляется желаемое, правильное поведение. 9-летний мальчик регулярно, каждую ночь, мочился в постель. Родители и били сына, и стыдили его, и уговаривали, и игнорировали - все было безуспешно, становилось только хуже. Человек, к которому они обратились за советом, сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит по 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить его в кино и пригласить "на чашку шоколада" - настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту следующей встречи пациент заработал всего 10 центов. Он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег, однако, к сожалению, ничего не получалось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него все "было в порядке". Логотерапия предвосхитила многое, что позднее поведенческой психотерапией было поставлено на солидную экспериментальную основу. Так, исследуя эффективность П. и. Ф., поведенческие психотерапевты подбирали пары больных неврозом навязчивых состояний с одинаково выраженными симптомами и одного из них лечили методом П. и. Ф., а другого оставляли без лечения в качестве контрольного пациента. Было установлено, что в течение нескольких недель симптомы исчезали только у больных, подвергшихся лечению, при этом ни в одном случае не возникли новые симптомы вместо прежних.

П. и. Ф. помогает даже в тяжелых и хронических случаях, причем и тогда, когда лечение длится недолго. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые страх представляет как опасные. Если больной будет сам искать эти ситуации, научится действовать "мимо" страха, то последний постепенно исчезнет, как бы "атрофируется" от бездействия.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ (греч. рaradоxоs - странный и лат. intentiо - стремление. Автор. В.Франкл (1927 г.)).
Категория. Прием психотерапии, разработанный в рамках логотерапии и экзистенциального анализа.
Специфика. Заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней - хотя бы на несколько минут - захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя "парадоксальную интенцию" - задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли "чемпионом по дрожанию". Другой его пример - супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение, что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов, а в качестве модели этого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении достигать только его. Для большего эффекта "парадоксальная интенция" может быть сформулирована в юмористической форме.
Контекст. Данный прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как "возбуждение тревоги", "имплозивная терапия", "индуцированная тревожность".
Литература. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Тематический указатель: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки