ВОЗРАСТ
Возраст (англ. age) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес, дни и т.д.).
В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются:
- от зачатия до рождения (пренатальный Возраст),
- младенческий Возраст (от рождения до 1г),
- раннее детство, или ранний Возраст (1-3г),
- дошкольный Возраст (3-6/7),
- младший школьный Возраст (6/7-11/12),
- отрочество, или подростковый Возраст (11/12-15/17),
- Юношеский возраст (15/17-19/21),
- молодость (19/21-25/30),
- зрелость (25/30-55/60),
- старость (55/60 и выше).
Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т.д.), «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), психологические новообразования и пр.
Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития (см. Кризисы возрастные), переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В., определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом. См. также Периодизация психического развития, пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. (А.В. Толстых)
Добавление: Прежде всего, можно и нужно разделить объективно-нормативный (или научно-нормативный) подход к определению возраста и субъективно-нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок (в т.ч. стереотипов и предрассудков), действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм. Термином «эйджизм» обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей (особенно пожилого возраста). Изучение субъективных «норм» (т.н. обыденного сознания) необходимо для понимания и предсказания поведения людей. Объективно-нормативный подход к определению Возраста основан на исследовании текущего состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или социальном развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей.
Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их «формальными»), которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т.д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего социального положения должны следовать формальным нормам («играть» соответствующие социальные роли). Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным. (Б.М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Возраст (в психологии) - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития (см. Онтогенез), обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (см. Детство, юность, зрелость, старость).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Возраст
- грудной – от 1 мес до 1 года;
- ясельный – от 1 года до 3 лет;
- предпубертатный – от 7 до 12–13 лет;
- пубертатный: у девочек – от 12 до 16 лет, у мальчиков – от 13 до до 18 лет;
- юношеский – от 16–18 до 20 лет;
- зрелый – от 20 до 55 лет;
- пожилой – от 55 до 75 лет,
- старческий – от 75 лет и старше.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Возраст - термин используется без определяющего слова, то он всегда означает отрезок времени, прошедший с момента рождения организма, то есть это хронологический возраст.
предметная область термина
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - период жизни от 10-11 до 15 лет, соответствующий периоду обучения в 5-8 классах; один из важных периодов психического и физического развития детей подросткового возраста, в том числе развития основных физических качеств и физических способностей
ВОЗРАСТ РЕПРОДУКТИВНЫЙ - возраст, когда мужчина способен оплодотворить, а женщина – зачать и родить. В России таким возрастом у женщин принято считать период с 15 до 49 лет, а у мужчин – с 16 до 59 лет.
РАННИЙ ВОЗРАСТ - стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
- формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
- развивается ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками;
- формируются когнитивные процессы;
- происходит овладение пассивной и активной речью;
- становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир.
Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
АНАТОМИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - См. возраст, анатомический.
МАКСИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - См. возраст, максимальный.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий