ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Виртуальная реальность (от англ. virtual reality — возможная реальность) - это модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающее иллюзию действительной реальности. В основу создания виртуальная реальность положено использование компьютерных технологий, которые позволяют в наиболее полной мере реализовать погружение человека в искусственный мир, создаваемый техническими средствами. слово «виртуальный» не полностью соответствует рус. эквиваленту - «возможный» или «потенциальный» (ср. «виртуальное перемещение», «виртуальная работа», «виртуальная частица» и т.п.). Оно акцентирует внимание на актуализации возможных вариантов событий или объектов, которые реально могут и не существовать. В настоящее время системы виртуальная реальность используются в различных тренажерах (автомобильные, самолетные и космические тренажеры, тренажеры для обучения работы на сложном оборудовании, боевые тренажеры), в сложных ситуативных компьютерных играх, а также в обучающих системах, предназначенных для освоения стратегии и тактики принятия решений в сложных, быстро меняющихся условиях. Принципиально новые аспекты систем виртуальная реальность появились в связи с возникновением глобальной сети INTERNET, которая позволяет создавать ничем не ограниченные возможности путешествия в виртуальных мирах.
Предпосылками возникновения идеологии виртуальная реальность были литература и искусство. В определенном смысле В. р. можно считать продолжением развития изобразительных средств искусства. Но виртуальная реальность выходит далеко за пределы просто изобразительных средств. Она становится средством моделирования и исследования реального мира, а в некоторых случаях его подмены. На этот аспект В. р. обратили внимание писатели-фантасты. В особенности следует отметить идеи feelie (неологизм; от англ. feeling - ощущение, переживание) Олдоса Хаксли («Brave New World») и фантоматики Станислава Лема («Сумма Технологии»).
Разработка систем В. р. м. б. представлена 4 основными компонентами:
- система отображения и передачи информации человеку;
- система обработки информации, передаваемой от человека компьютеру;
- система создания виртуальных образов и логико-семантической структуры виртуальных событий;
- система передачи информации от компьютера к человеку.
В связи с этим можно выделить след. основные психологические проблемы Виртуальной реальности:
- проблема психофизиологического взаимодействия человек-компьютер;
- проблема логической и семантической достоверности В. р.;
- проблема совместимости интеллектуального и эмоционального мира человека и систем В. р.;
- проблема психологической безопасности систем виртуальная реальность
В настоящее время в качестве технических средств реализации В. р. используются след. системы: стереоочки-мониторы, шлем с наушниками и мониторами, сенсорные перчатки, информационный костюм, «виртуальная сфера». Манипулируя перчатками или меняя положение тела в информационном костюме, человек способен взаимодействовать с В. р., управляя ее объектами. «Виртуальная сфера» может создавать иллюзию перемещения в пространстве.
Дальнейшее развитие систем виртуальная реальность следует связывать с такими направлениями, как создание нейрокомпьютерных устройств обработки информации и технологии непосредственного кодирования и передачи информации в сенсорную систему человека, минуя его органы чувств. (Ю.Т. Каганов)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Виртуальность - реально не существующее, иллюзорно воспринимаемое мироощущение.
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий