Психотерапевтическая коррекция

ПЕРСИЯНЦЕВА С.В. психолог, кандидат психологических наук, Москва.

Эмоциональное и перцептивное восприятие телепрограмм студентами.

Представлено исследование о влиянии информационной телевизионной продукции на телезрителей двух телеаудиторий, одна из которых имеет наркотическую зависимость. Анализировались привычки, предпочтения в потреблении телепродукции с учетом личностных особенностей восприятия. Приведена психотерапевтическая программа с использованием телевизионного воздействия и терапевтических техник.

наркомания — бич XXI века. Употребление наркотических и психоактивных веществ (ПАВ) является одной из основных социальных опасностей общества. Проблема наркомании в современной России вызывает особую озабоченность не только из-за катастрофического числа наркоманов, но и из-за темпов, с которыми наркомания охватывает все большее количество людей.

Несмотря на то, что данная проблема в научной литературе освещена достаточно широко, для эффективного решения необходимо изучать ее с разных сторон. Так, целью нашего исследования является анализ влияния индивидуально-психологических особенностей наркозависимых студентов на восприятие телепередач. Опираясь на существующие в психологической науке теоретические положения и анализ реальной ситуации, в условиях телевизионного просмотра, нами рассматривалась гипотеза о существовании связи между наркотической и телевизионной зависимостями.

Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Осуществляя социальный контроль и управление, влияя на формирование общественного мнения, формирование личности, распространяя знания, опыт и культуру, информируя самые широкие слои населения о происходящих событиях, они тем самым выполняют важнейшие функции поддержания отношений между людьми. Эффективность этой деятельности при современном понимании механизмов массовой информации, сложившемся в психологии и других общественных науках, определяется нуждами и потребностями членов общества [5,10].

Среди функционирующих сегодня средств массовой информации телевидение обладает наибольшими возможностями для удовлетворения потребностей человека [8, 12]. Это делает его одним из самых популярных и выгодных продуктов потребления среди всего населения, в том числе среди студентов.

На сегодняшний день основное внимание в исследовательских работах, посвященных психологическим, социологическим, экономическим аспектам деятельности телевизионных каналов уделяется, как правило, социологическому аспекту, забывая при этом о психотерапевтическом воздействии. Целью большинства исследований является определение рейтингов популярности, с помощью которых выясняется количественный состав телеаудитории. Однако глубинные механизмы, позволяющие понять мотивацию ее поведения, при этом часто остаются невыясненными. Важную роль в понимании причин поведения потребителей, телеаудитории играют исследования когнитивных процессов. Зависимость этих процессов от потребностей и мотивов человека, а также обусловленность всем его социальным опытом делают их основными "регуляторами социального поведения человека" [1].

Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности индивидов быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности в создании определенного общественного мнения по разным значимым для общества и его членов вопросам. В рамках этой точки зрения широко используется концепция "использование и удовлетворение" ("uses and gratifications"), утверждающая, что "скорее реципиент приспосабливает средства массовой коммуникации к своим потребностям, чем средства массовой коммуникации подчиняют себе его" [17].

У каждого студента есть потребность чувствовать свою приобщенность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности способно повышать у человека чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах, стрессоустойчивость. Важную роль в данном случае играет психологическое отнесение студентом себя к тем или иным значимым для него группам, референтным, мнение которых авторитетно для него по самым различным причинам. Члены референтных групп нередко служат образцом для подражания. Информационная осведомленность создает любому реципиенту практически неограниченные возможности для выбора самых разнообразных референтных групп, как тех, которые он знает по собственному опыту, так и тех, с которыми он не имеет возможности непосредственно взаимодействовать в реальной жизни. В основе выбора человеком тех или иных референтных групп лежат его взгляды, убеждения, ценностные ориентации [1].

При всем многообразии жизненного выбора с каждым днем все больше и больше людей, особенно в молодежной среде, страдает злоупотреблением ПАВ. Проблемы здоровья, социальные проблемы, связанные с этим злоупотреблением, являются результатом сложного взаимодействия между ПАВ, конкретным человеком и средой. наркомания в силу своей распространенности привлекает к себе ученых, исследователей, которые пытаются найти пути решения этой психологической и физиологической проблемы.

Решение употреблять наркотики сами студенты объясняют просто, легко. Эти объяснения чаще всего сводятся к уходу в той или иной форме, желанию испытать иллюзорный мир успеха и счастья. Мотивы употребления наркотиков различны: использование наркотиков для стимуляции (отвлечение от скуки обьщенной жизни), для расслабления (уход от жизненных забот), эмоциональная разрядка (преодоление фрустраций), стремление к новым ощущениям, а кто-то использует наркотики как лечебные средства, снотворное, например. Некоторые ученые полагают, что наркотическая потребность легко возникает у тех, у кого не воспитана жажда знаний, творчества, справедливости, лидерства, успеха. Большинство из них сознают, что делают неправильно, но ничего с собой сделать не могут из-за отсутствия соответствующего воспитания.

Долгое время основное внимание исследователей студенческой наркомании в нашей стране было сосредоточено на фармакологическом воздействии наркотических веществ, динамике физиологических процессов и общего состояния здоровья при систематическом употреблении ПАВ. Между тем проблему, связанную со злоупотреблением ПАВ, следует рассматривать как проблему личности, принимающей наркотик в конкретной социальной ситуации. Недооценка психологических факторов, механизмов в возникновении и динамике наркомании нашла свое отражение в позиции официальной наркологии, понимающей наркоманию как группу заболеваний, вызываемых систематическим употреблением наркотических веществ и проявляющуюся изменением реактивности психики, физиологической зависимостью. С точки зрения психологии, студенческая наркомания рассматривается как проблема личности, принимающей наркотики в определенном социально-культурном контексте [4]. При этом общество, социальная или культурная среда, реагируя на нее, "встраиваются" своими реакциями в "наркоманский" тип поведения [6].

Э. Фромм рассматривает употребление наркотиков как частный случай культа потребительства среди молодежи, следовательно, мотивом приобщения к наркотикам служит стремление "потреблять счастье" как товар. Это может быть объяснено наличием низкого уровня эндорфинов (гормонов счастья), которые вырабатываются у человека. Люди с такой особенностью остро воспринимают негативную информацию, при этом позитивную они почти не замечают. Низкий уровень эндорфина ведет к чувству дискомфорта, отсюда частые депрессии, совершенная непереносимость боли, плохо преодолеваются неприятности и разочарования. Такая особенность человека может являться предрасположенностью к наркотической зависимости. Не исключено, что тяга к наркотикам таких людей связана с потребностью получать приятные ощущения.

При анализе динамики развития наркотической зависимости очевидно, что болезнь овладевает человеком постепенно. Сначала он, скрывая свое пристрастие, еще учится, живет в своем привычном окружении. Затем поведение его уже заметно отличается от поведения здорового человека: он постоянно озабочен, напряжен, так как главная его цель — наркотики. Через определенное время человек бросает учебу, происходят изменения отношения к окружающим, личных привычек и внешнего вида. Наркозависимый подросток теряет своих друзей, свой привычный круг жизни. При употреблении наркотиков происходит нарушение всех органов жизнедеятельности организма. Наступает психическая и социальная деградация. Все познавательные процессы снижены, ухудшена память, особенно страдает оперативная память. Ослаблены внимание, способность сосредоточиться. восприятие информации затруднено. Наркоман почти не реагирует на обращения, трудно и медленно соображает. Реакция на получаемую информацию вялая, заторможенная, апатичная [14].

Употребление наркотиков приводит к тяжелому повреждению головного мозга. Когда интоксикация (отравление) наркотиком проходит, функции головного мозга как будто бы восстанавливаются, но медицинские исследования показали, что это восстановление далеко не полное. Остаются поначалу малозаметные изменения, которые психиатры называют дефектом. В зависимости от интенсивности приема наркотиков эти изменения быстрее или медленнее накапливаются [15].

В результате, по свидетельству многих врачей, длительно работающих с наркоманами, ранее веселый и энергичный человек становится заторможенным, апатичным, вялым. У многих наркоманов отношение к миру агрессивно направленное. Наркоманам безразлично уважение окружающих, общественное мнение, нормы нравственности. Все эти изменения влияют на их эмоциональное и перцептивное восприятие информации. Химически зависимый человек изменяет и стиль своего поведения, которое направлено на личные ощущения: состояние эйфории, наслаждения, уход в мир иллюзий, уход от повседневной реальности. Полоса отчуждения, непонимания отделяет человека свободного и человека химически зависимого. Наркозависимый студент никому не верит и, конечно, не верит той информации, которую он получает, может быть, даже помимо своего желания. Реакция на информацию чаще всего пассивная, нет заинтересованности в ней.

Методы и результаты исследования

В исследовании участвовало 53 чел. Для того, чтобы исследование отражало более полную картину зависимости, мы проводили его с двумя группами. Одна группа (32 чел.) включала студентов 3-го курса Московского государственного университета сервиса и 6-го курса Университета российской академии образования. Другая группа (21 чел.) состояла из пациентов Городской наркологической клиники №17, находящихся на стационарном лечении. Они были также студентами московских вузов, имеющими синдром зависимости от опиоидов со средней давностью заболевания — 4,5 года. возраст испытуемых от 19 до 23 лет.

результаты исследования Поскольку личность человека не только зависима от потребляемой массовой информации, но и осуществляет ее выбор, на первом этапе исследования оценивалась степень активности ее потребления и отношения к различным ее видам. Активность просмотра информационных телепрограмм значительно выше у наркозависимых испытуемых. Среди них смотрят каждый день информационные телепрограммы 53%, один раз в неделю всего 14%. Среди испытуемых, не имеющих химической зависимости, 28% смотрят информационные телепередачи каждый день, один раз в неделю — 56%. Этот факт может быть объяснен спецификой ситуации, в которой находились наркозависимые. Они имели больше свободного времени, находясь в клинике. Предпочтения выбора в двух группах различны. Так, наркозависимые студенты на вопрос: "Какие программы Вы предпочитаете?" — давали следующие ответы: "спорт, кино, развлекательные программы, криминал; любые, главное, чтоб интересно было".

Другая группа студентов чаще выбирала информацию, которая затрагивает события, происходящие внутри страны, международные новости, а также телевизионную информацию, которая затрагивает познавательные интеллектуальные сферы деятельности человека. На вопрос: "Какие программы Вы предпочитаете?" они отвечали: "научные, интеллектуально-образовательные, культурно-просветительские, информационно-познавательные, "Умники и умницы", "Час суда", "Журналистские расследования".

Помимо этого, обозначились некоторые различия в предпочтениях содержания информационных программ у двух групп студентов. Так, лица, не имеющие наркотической зависимости, чаще выбирали информацию, которая затрагивает события внутри страны — 20%, международные новости — 19%. Наркозависимые телезрители предпочитают криминальную информацию — 23%, новости внутри страны — 20%, любопытную информацию — 18%. 11% студентов интересовались информацией в области культуры, в то время как химически зависимые испытуемые полностью ее проигнорировали (0%).

Вместе с тем наркозависимая аудитория демонстрирует низкую степень доверия ко всем областям потребляемой телевизионной информации, кроме культуры. Степень доверия у студентов ко всем областям информационных телепрограмм значительно выше.

Таким образом, обнаружен парадоксальный факт — наибольшее доверие у наркозависимых вызывает наименее интересующая их информационная область.

В обеих группах испытуемых обнаруживается взаимосвязь степени активности просмотра со степенью доверия к получаемой информации в целом. Выявлены прямые корреляции: чем выше активность просмотра, тем степень доверия выше. Коэффициент корреляции по Спирмену Р = 0,68. По таблице уровней значимости р < 0,01. Коэффициент детерминации г2 = (0,68)2 = 0,4624. Следовательно, взаимозависимы примерно 46% — вариант обоих рядов.

Основываясь на комплексном экспериментально-психологическом исследовании СВ. Березина и используя многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, адаптированный А.Г. Шмелевым, мы сравнили выраженность отдельных личностных черт у двух групп испытуемых, а также внутри каждой из них у подгрупп, различающихся активностью восприятия.

По личностным характеристикам опросника Кеттелла найдены значимые различия. Так, студенты в целом по сравнению с наркозависимыми демонстрируют эмоциональную устойчивость (86% имеют высокую оценку по фактору С), развитое логическое мышление, соблюдение общественных правил и норм, обязательность, ответственность, дисциплинированность (высокие оценки по факторам В и G), высокие оценки по факторам I и L указывают на чувствительность, сентиментальность, доверчивость, а низкие оценки по факторам О и Q4 говорят о спокойствии, уверенности в себе, безмятежности, расслабленности, возможно, инертности и отсутствии фрустрированности, высокой стрессоустойчивости.

Наркозависимые в ходе исследования показали низкие результаты по факторам С, В, G, I и высокие оценки по факторам L, О, Q4, на основании этого группу наркозависимых можно охарактеризовать как студентов, имеющих эмоциональную неустойчивость, слабо развитое логическое мышление, низкую нормативность, т.е. несоблюдение или нарушение общественных правил и норм. Наблюдается у них склонность уклоняться от ответственности, пренебрегать обязательствами, потворствовать своим желаниям. В отношении с окружающими они зачастую проявляют суровость, жесткость, полагаются на себя, при этом реалистичны и рациональны. Наркозависимые студенты недоверчивы, подозрительны, что коррелирует с результатами диагностического интервью (табл. 1). Также можно отметить у них наличие неуверенности, озабоченности, тревожности, беспокойства, напряженности и фрустированности. Полученные различия подтверждаются расчетами критерия Манна—Уитни.

Делая сравнительный анализ между активно смотрящими наркозависимыми студентами и пассивно смотрящими студентами, находящимися в состоянии химической зависимости, мы обнаружили различия по следующим свойствам: более высокая эмоциональная стабильность (С), чувствительность (I), повышенная подозрительность (L), склонность к конформизму (О2).

В целом, независимо от активности просмотра информационных телепрограмм, наркозависимые испытуемые более тревожны, напряженны и фрустрированны, нежели студенты, не имеющие химической зависимости. Для выявления различий в эмоциональном состоянии испытуемых двух групп, одна из которых находится в со¬стоянии наркотической зависимости, использовалась методика Люшера.

Обнаружено, что существуют определенные значимые различия в выборе цветов. Значимость различий доказана методом х2 (хи-квадрата). Так, учитывая ранговый ряд цветов, студенты в качестве "явное предпочтение" и просто "предпочтение" чаще выбирали основные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Группа наркозависимых выбирала дополнительные: коричневый, фиолетовый, серый, черный. В соответствии с интерпретацией выбор основных цветов означает наличие позитивных эмоциональных состояний. Чаще всего первым студенты выбирали желтый цвет, что характеризует потребность в действии, наличие эмоциональной вовлеченности в общение, заинтересованность в переменах, оптимисшчность. При присоединении к желтому цвету зеленого можно говорить о наличии высокой мотивации на успех, на достижения, потребности в отстаивании собственных установок, способности противодействовать неблагоприятным обстоятельствам. Вторая выбранная цветовая группа (красный и синий) означает, что студенты эмоционально устойчивы, спокойны, беспечны, расслаблены, при этом имеют выраженный контроль над проявлением чувств и собственных поступков.

Предпочтение дополнительных цветов зачастую означает высокую тревожность, напряженность, эмоциональную неустойчивость. Выбор первой цветовой пары (коричневого и фиолетового) означает, что наркозависимые имеют неудовлетворенность потребности в физиологическом комфорте, беспокойство, усталость, эмоциональное перенапряжение с тенденцией к биологизации тревоги, выраженную потребность в отдыхе.

Для того, чтобы выяснить, на какие аспекты информации обращают внимание наши испытуемые, мы использовали метод репертуарных решеток. На основе полученных нами результатов можно отметить, что наиболее активными потребителями информационной телепродукции являются химически зависимые студенты. Активно смотрящие наркозависимые предпочитают криминальную хронику, информацию внутри страны и любую развлекательную информацию.

Выводы

На основе полученных нами результатов можно отметить, что наиболее активными потребителями информационной телепродукции являются химически зависимые студенты.

Активно смотрящие наркозависимые предпочитают криминальную хронику, информацию внутри страны и любую развлекательную информацию. При этом они игнорируют аналитическую информацию и информацию в сфере культуры. Уровень доверия к информации низкий как у активно смотрящих, так и у пассивно смотрящих наркозависимых (исключение составляет область культуры). Конечно, здесь наблюдается противоречие, так как, с одной стороны, наркозависимые игнорируют информацию в области культуры, с другой стороны, доверяют ей. В целом, наркозависимые студенты, активно смотрящие информационные телепрограммы отличаются противоречивостью. Так, с одной стороны, они стремятся нравиться окружающим, им свойственен постоянный поиск признания, уважения, потребность в понимании, защите от стрессов; а с другой стороны, для них характерны агрессивная позиция по отношению к обществу, несоблюдение общепринятых правил и норм, нежелание идти на компромисс. Они придерживаются позиции отчуждения. Общительны, экспрессивны, импульсивны в межличностном общении, эмоционально неустойчивы.

Вместе с тем, имеют трудности в установлении социальных контактов, затруднения при принятии социальных решений. У них наблюдаются повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, зависимость от настроений, низкий контроль над своими эмоциями и поведением. Они считают, что все их действия и значимые для них события в жизни не подвластны их контролю, а случаются они в результате случая или действий других людей. Только в отношении здоровья наркозависимые студенты как активно смотрящие, так и пассивно смотрящие признаются, что они сами ответственны за него и сразу добавляют, что не обладают достаточным потенциалом волевых усилий, чтобы самостоятельно освободиться от химической зависимости. Многие также признаются, что эта болезнь неизлечима и шансов на выздоровление у них нет. Такая пессимистическая тенденция проявляется и в эмоциональном состоянии наркозависимых. Повышенная тревожность, беспокойство, усталость, озабоченность связаны со страхом перед будущим, опасением за свое здоровье и субъективным переживанием проблем как трудно преодолимых. Эмоциональная напряженность порождает физиологический дискомфорт, горечь разочарования, неудовлетворенность собой, ощущение своей непонятности и одиночества.

По результатам исследования выявились различия активности восприятия.

Так, активно смотрящие наркозависимые студенты отличаются от пассивно смотрящих по следующим свойствам: более высокая эмоциональная стабильность, чувствительность, склонность к эмпатии, сочувствию, пониманию других людей, наблюдается стремление к соблюдению общепринятых правил и норм (соблюдают режим, выполняют все предписания врача).

Пассивно смотрящие наркозависимые студенты отличаются от активно смотрящих большей недоверчивостью как к телевизионным передачам, так и к любой информации в целом, недоверием к миру, людям.

Программа психотерапевтической коррекции зависимостей

Предлагаемая психотерапевтическая коррекция базируется на выявленном эмпирическим путем противоречии у наркозависимых студентов. Высокое доверие информации в области культуры и при этом достаточно низкая активность просмотра. Одинаковая тенденция наблюдается как у активно смотрящих информационные телепрограммы наркозависимых студентов, так и у пассивно смотрящих.

Анализируя литературу в области психотерапевтических программ, можно отметить, что многие специалисты, работающие с наркозависимыми, часто используют в своей практике в качестве терапевтического воздействия разъяснительно-информационный тренинг, который, на наш взгляд, является малоэффективным на сегодняшний день. Уже недостаточно рассказывать о негативных последствиях приема психоактивных веществ и прибегать к пропаганде здорового образа жизни. Добровольный отказ от наркотических веществ достигается путем полной трансформации сознания, разрушения сложившихся установок, стереотипов, формирования нового позитивного мышления, отношения к себе и окружающему миру.

Малоэффективен ситуационный тренинг, где проводится разбор типичных, индивидуальных ситуаций, при которых происходит рецидив, так же как и поведенческий тренинг, на котором отрабатываются навыки, умения, например "сказать нет". Низкая эффективность связана в первую очередь с тем, что техники бихевиоризма направлены на поведенческое изменение и не затрагивают глубинных пластов сознания. А потому нельзя дать однозначных гарантий, что эти навыки будут доведены до автоматизма и в нужный момент человек сумеет ими воспользоваться.

Именно переконструирование личности, сознания способно решить данную проблему. Психотерапевтическая коррекция подбирается индивидуально с учетом личностных особенностей наркозависимого. Она имеет ряд общих признаков. Психотерапевтическая коррекция состоит из трех ступеней:

  1. Осознание зависимости. Больному показывают ряд короткометражных художественных фильмов, в которых главный герой добровольно или под влиянием обстоятельств усугубляет свою проблему. При этом идет переоценка жизненного опыта, нарастает и катализируется внутреннее напряжение. В сущности, клиента погружают вглубь проблемы. На втором этапе первой ступени пациенту предлагаются сочинить и снять свою мультипликационную историю (арт-терапия). При этом события, прожитые им, будут оцениваться и восприниматься по-другому. Это задание выполняется по принципу "взгляда на свою жизнь со стороны".
  2. Раскрытие внутреннего личностного потенциала. Накопление ресурсов. На этой ступени эффективно использовать техники Эриксоновского гипноза: нахождение ресурсных мест, приятное сопровождение, метафоры изменения, снижение зависимости, метафоры личностного роста. В сочетании в гипнотерапией эффективное воздействие может оказывать позитивная психотерапия и телесно-ориентированная психотерапия (комплексное воздействие) и другие. Задача второй ступени — раскрытие компенсаторных и адаптационных возможностей организма, которые заложены в основе психологической реабилитации. Согласно концепции о компенсаторных механизмах К.А. Анохина, компенсаторная работа осуществляется через восстановление высших социальных потребностей: гармонизированного общения, признания, любви, уважения, самовыражения как активного деятельностного начала. Наше исследование и предыдущие научные работы подтверждают, что эти потребности у наркозависимых людей не удовлетворены.
  3. Обретение знания. На этой ступени формируется созидательная жизненная программа, развивается стратегия высокофункционального поведения и навыков путем позитивного символического опосредования. Формируется и закрепляется способ "лучший жизненный выбор". Жизнь можно рассматривать как процесс выборов. Нам приходится выбирать между познанием и праздностью, между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное — значит остаться при знакомом, известном. "Лучший жизненный выбор" — выбор, который решается в пользу роста, а значит открыть себя новому, неожиданному опыту, стремясь к позитивным изменениям.

Конечно, психотерапевтическая коррекция может оказать эффективное влияние, если пациент имеет сильную мотивацию выздороветь. Тогда программа может оказать существенную помощь в формировании внутренней готовности к самосовершенствованию, самоанализу, объективной оценке событий, техническому мышлению.

Психотерапия зависимости — сложный, трудоемкий процесс. Эффективность такого процесса основана на доверии, партнерстве пациента и врача, психолога.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М., 1997.
  2. Багиров Э.Г. Методологические проблемы изучения средств массовой информации // Телевидение: вчера, сегодня, завтра. — 1981. — Вып.1.
  3. Байкова В.Г. наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. — М.: Владос-Пресс, 2003.
  4. Березин СВ. Психологические особенности наркоманов периода взросления. - Самара: Самарский университет, 1998.
  5. Богомолова Н.Н. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации // Межличностное восприятие в груп-пе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. — М., 1992.
  6. Власова Н.В. наркомания подростков как психологическая проблема. - М.: МГОУ, 2004.
  7. Захарова Н.П. Психотерапия пограничных и психических расстройств и состояний зависимости. — М., 2004.
  8. Копылова Р. Параллели: телевидение и художественное мышление "технической эры" // Телевидение вчера, сегодня, завтра. - М 1982. - Вып.2.
  9. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивных веществ в подростковом возрасте. — СПб.: Алетейя, 2001.
  10. Лауристин М. Коммуникация массовая // Энциклопеди-ческий социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1995. - С.287-288.
  11. Поздняков М.Е. наркомания как форма девиантного по-ведения. - М.: ИС РАН, 1997.
  12. Пронина Е.Е. Категориальная структура восприятия теле-визионных передач: Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. — М.,1987. — 22с.
  13. Психологическое консультирование и психотерапия / Под ред. А.Б.Фенько. — М.,1998.
  14. Уваров И.А. наркомания. Краткая характеристика. — Домодедово, 2002.
  15. Фридман Л.С. Наркология. — М., СПб., 1998.
  16. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
  17. Katz Е. The two steps of communication. — London: Opin Quart., 1975.

EMOTIONAL AND RECOGNITION OF THE PERCEPTION OF TELEPROGRAMS THE STUDENTS WHO ARE HAVE A CONDITION DEPENDENCE OF NARCOTICS. PSYCHOTHERAPEUTIC CORRECTION

PERSIJANTSEVA S.V. psychologist, a member of Professional psychotherapeutic league, Moscow

Research about influence of information television production on the televiewers of two TV viewers is submitted, one of which has narcotic dependence. Habits, preferences in consumption ofteleproduction were analyzed, in view of personal features of perception. The psychotherapeutic program with use of television influence and therapeutic techniques is resulted.

Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки