Алалия
Алалия (от греч. а — отрицат. частица + lalew — говорю) - «слухонемота» отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами А. бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различают Алалию моторную и сенсорную. При моторной Алалии ребенок вообще не может говорить, при сенсорной А. он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления А. речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета. В легких случаях проявления А. наблюдаются зачатки речи с ограниченным запасом слов, аграмматизмами; такие дети испытывают затруднения в усвоении чтения и письма. Необходимо отличать А. от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости, тугоухости, при разных формах афазии, возникающих вследствие локальных поражений коры больших полушарий. (Т.В. Ахутина)
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Алалия - нейропсихологический симптом, описанный в 1757г. Характерен отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Алалия обусловлена повреждениями речевых зон коры мозга головного при родах, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различаются:
- алалия моторная - когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимает обращенную к нему речь;
- алалия сенсорная - когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Алалия (а греч. lalia - речь) [Delius, 1757] - отсутствие речи или ее дефект при сохранности слуха и интеллекта. В зависимости от того, какая речь страдает - экспрессивная или импрессивная, различают А. моторную и сенсорную. Наблюдается в детском возрасте и обусловлена недоразвитием речевых областей коры больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном или раннем постнатальном периоде.
При Алалии моторной дефектна или полностью отсутствует активная речь, понимание обращенной к больному речи не нарушено.
В случаях Алалии сенсорной нарушено понимание речи при своевременном появлении речевой активности. Син.: эфемия.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Алалия (a lalia по греч. – речь) - отсутствие речи или ее грубые нарушения, отмечающиеся с детского возраста при нормальном слухе и интеллектуальном развитии, обусловленные отставанием в формировании речевых зон коры больших полушарий или их поражением во внутриутробном периоде, во время родов или же в первые годы жизни, когда речь ребенка еще не сформировалась.
Ее варианты:
- моторная Алалия: лепетная речь с запоздалым (к 5 годам) усвоением речевых элементов, искажением грамматического строя речи, бедностью словарного запаса, перестановкой слов при достаточном понимании чужой речи, адекватности мимики и жестов;
- сенсорная Алалия: отставание в усвоении фонетики речи при сохранности мелодии интонаций, частичное или полное отсутствие понимания чужой речи, контроля с помощью слуха собственной речевой продукцией;
- тотальная, или моторно-сенсорная Алалия: речевая инактивность, бедность собственной речи, недостаточное понимание обращенной речи, в собственной речи обилие литеральных и вербальных парафазий, делающее ее непонятной для окружающих.
Необходимо дифференцировать алалию с анартрией, дизартрией, исключить глухоту и олигофрению (см.).
Оксфордский толковый словарь по психологии
Алалия - потеря способности говорить. Некоторые авторы применяют этот термин только в отношении функциональных нарушений, используя термин афазия для нарушений, имеющих органические причины; другие используют термин более широко, в отношении различных синдромов, возникших в результате психической, анатомической и/или мозговой патологии.
предметная область термина
АЛАЛИЯ ЭКСПРЕССИВНАЯ [от фр. expressif, лат. expression - выражение, высказывание] - см. Алалия моторная
АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ [от лат. motor - приводящий в движение] - недоразвитие экспрессивной речи, проявляющееся затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем зыка, обу словленное поражением коркового конца речедвигательного анализа тора (Брока центр) и его проводящих путей. В основе А. м. лежит не доразвитие или расстройство аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, проявляющееся, в частности, заменой тонких и сложных артикуляций более грубыми и простыми
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий