Разделы психологии:
Н.А. Лебедева
Ключевые слова: исследовательская культура, инженерное образование, профессиональная подготовка.
N.A. Lebedeva
RESEARCH CULTURE OF A TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF ENGINEERING EDUCATION
Keywords: research culture, engineering education, professional education.
Национальным приоритетом ведущих мировых держав в XXI веке является научно-технологическое развитие, определяющее устойчивый рост экономики, а также повышение качества и уровня жизни населения. По мнению Б.А. Хейфеца в современном мире лидерство обеспечивается феноменом «технологической власти», а уровень технологического развития является основой для экономического превосходства и национальной безопасности [14, с. 291].
В условиях постиндустриального общества, в эпоху главенства инноваций и экономики знаний, ключевую роль в развитии любой социально-экономической системы играет человеческий капитал, качество которого непосредственно зависит от «уровня развития культуры и системы образования» [10, с. 95]. Научно-технологическое развитие, как основа когнитивной и инновационной экономики, базируется качественном инженерно-техническом образовании [10, с. 95], поэтому запросы современного государства и общества актуализируют потребность в подготовке специалистов, способных осуществлять необходимые преобразования, обеспечивать инновационное развитие и технологический суверенитет [9; 13].
Однако, не смотря критическую значимость высокого качества инженерных кадров, на сегодняшний день остается нерешенным ряд серьезных проблем, связанных с готовностью студентов и выпускников технических вузов к продуктивной творческой деятельности и принятию социальной ответственности за проектируемые решения; обеспечением соответствия подготовки будущих инженеров запросам научно-производственного сектора; подготовкой инженерно-педагогических кадров, способных реализовывать образовательный процесс на высоком уровне и другие [10].
Одним из направлений решения обозначенных проблем национального технологического развития и подготовки инженерных кадров нам видится формирование исследовательской культуры студента технического вуза, как особого вида культуры профессиональной.
О роли и значимость культуры в технологическом развитии неоднократно упоминается в работах В.В. Иванова. В своих исследования он подчеркивает необходимость соответствия «культурного и технологического уровня развития», указывая на то, что отсутствие культурного базиса («новой культуры» [6, с. 199]) при использовании существующих и проектировании новых технологий приводит к серьезным катастрофам техногенного характера [6].
Горохов В.Г. отмечает, что инженер должен обладать особым типом мышления, отличным от научного и обыденного, «…обязан быть всесторонне образованным, высококультурным человеком, имеющим передовое научной мировоззрение» [3, с. 4-5].
Кроме того, инженерная деятельность на современном этапе развития предполагает формирование определенного типа инженерно-научного мышления, обеспечивающего гуманистическую направленность ее ценностных ориентаций, что обусловлено возрастанием интеграции культуры и инженерного мышления, всеобщим потреблением результатов инженерного труда и творчества [3, c. 11].
По нашему мнению, на роль культурного базиса в системе высшего технического образования как раз может претендовать исследовательская культура, обеспечивающая на основе сформированных ценностно-целевых установок индивида продуктивное взаимодействие с реальным миром и его преобразование [5].
Предпосылки формирования исследовательской культуры студентов технического вуза заложены традиционной системой подготовки инженерных кадров, которая имеет длительную историографию, начиная со времени Петра I. Исторический анализ развития инженерного образования показал, что к 1950 годам в отечественной практике был накоплен значительный опыт подготовки технических специалистов. Всесторонняя поддержка технического образования, обусловленная ростом промышленного производства и потребностью в профессиональных инженерных кадрах, способных «не только управлять сложными машинами, но и создавать их» [11, c. 6], привела к становлению «русской инженерной школы», которая была предметом изучения и «восхищения» представителей западной системы образования, обеспечивая целостную систему подготовки, включающую не только глубокие технически знания, но и формирование культуры гуманитарной [12, с. 133].
Итогом становления «русской инженерной школы», помимо значительных достижений в подготовке кадров – «высоких профессионалов», можно считать воспитание «достойных личностей» [11, с. 6-7], что говорит о важности и значимости высокого уровня культуры в инженерно-техническом образовании.
Однако, дальнейшее преобразование высшей школы, переход от системы «энциклопедической» и фундаментальной подготовки к предметной в соответствии с потребностями производства, изменением общественного отношения к инженерной деятельности (что особенно характерно для послевоенного периода СССР и 1990-х годов), привело к утрате отдельных элементов профессиональной культуры и ряда компетенций, включая метакомпетенции целостного понимания ситуации, системных и организационных знаний, и конечном счете, к деградации инженерного образования [12, с. 136].
А.И. Владимиров отмечая, что «наибольший урон престижу инженерной деятельности и инженерному образованию нанесло выхолащивание у многих ее исполнителей (обладателей) сути самой профессии, заключающейся в творческом характере профессии, связи ее с исследованием, изобретательством, конструированием и проектированием, в направленности на разработку новой техники и технологий» [1, с. 11], указывает на первостепенность, главенство исследовательской активности, творческих способностей и направленности личностных целей, ценностей и устремлений на деятельность преобразовательную, трансформационную.
Потребность в модернизации инженерно-технического образования, остро проявившаяся в XXI веке как следствие роста инновационной составляющей экономики, привела к активизации исследовательского поиска по указанной проблематике. В современной научной литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы формирования готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности в условия научно-образовательного комплекса [2], исследовательской деятельности в контексте инженерного образования [4] и др. Однако, готовность будущего инженера к профессиональной или исследовательской деятельности не означает наличия у индивида системы устойчивых интериоризированных ценностей, обеспечивающих достижение самоактуализации и трансценденции как высших форм взаимодействия с обществом, определяющих его активное участие в осознанном преобразовании социальной реальности [7, с. 112, с. 116; 8].
Понятие и сущность исследовательской культуры по отношению к «готовности к исследовательской деятельности» более емкое. Помимо формирования исследовательской компетентности (синоним – «готовности к исследовательской деятельности» [4, с. 20]), которая является ее неотъемлемой частью, усвоение исследовательской культуры обеспечивает интериоризацию ценностей и опыта исследовательской деятельности в процессе воспитания и обучения, становление системы личностных ценностей, определяющих устойчивое исследовательское поведение и исследовательскую позицию индивида в конкретных обстоятельствах, преобразование структуры познавательной деятельности и исследовательской активности [8]. Исследовательская культура студента технического вуза обеспечивает формирование метакомпетенций [15, с. 55], необходимых для реализации сущности инженерной деятельности, обусловленной творчеством, изобретательством, активным проектирование социальной реальности.
Исследовательская культура включает в себя общечеловеческие гуманистические ценности, а такие как: честность, справедливость, забота об окружающей среде и другие, обеспечивающие на уровне мировоззрения определенные критерии принятия решений у будущих инженеров, определяющие их образ мыслей и модели поведения при проектировании объектов профессиональной деятельности.
Если мотивы исследовательской деятельности в рамках формирования готовности к ней индивида обусловлены определенными личностными аспектами и потребностями, то ценностная сфера исследовательской культуры выступает более широким основанием, которое может и должно быть присуще всей общности инженерно-технических специалистов, выпускников технических вузов. Таким образом, исследуя суть, смысловое содержание и особенности инженерной деятельность мы отмечаем, что исследовательская культура студента технического вуза является центральным аспектом, составляющим его культуру профессиональную, а также обеспечивающим истинный «профессионализм» как результат приложения творческих способностей к объекту профессиональной деятельности и создания принципиального нового решения значимой проблемы. Она является неотъемлемым, исторически обусловленным элементом подготовки инженерных кадров высокой квалификации.
Литература
- Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании: из записной книжки президента университета, профессора А.И. Владимирова. Москва: Недра, 2011. Вып. 8. 80 с.
- Волегжанина И.С. Становление и развитие профессиональной компетентности будущего инженера в научно-образовательном комплексе: автореф. дисс. … доктора пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2020. 44 с.
- Горохов В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. Москва: Знание, 1987. 176 с.
- Горшкова О.О. Подготовка студентов к исследовательской деятельности в контексте компетентностно-ориентированного инженерного образования: автореф. дисс. … доктора пед. наук: 13.00.08. Москва, 2016. 57 с.
- Горшкова О.О. Формирование исследовательской компетенции студентов в контексте задач профессиональной деятельности инженера // Высшее образование сегодня. 2018. № 5. С. 15-19.
- Иванов В.В. Глобализация 4.0: предпосылки и перспективы // Вопросы философии. 2022. № 8. С. 195-200.
- Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / под. ред. Т.Д. Марцинковской. Москва; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 284 с.
- Огородников А.Ю. Роль интериоризации ценностей в становлении целостности личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С. 3-6.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21.02.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 06.03.2023).
- Похолков Ю.П. Инженерное образование России: проблемы и решения, концепция развития инженерного образования в современных условиях / Инженерное образование. 2021. № 30. С. 96-105.
- Русский метод подготовки инженеров. ИМТУ-МВТУ-МГТУ. Москва: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. 279 с.
- Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. 2012. №1. С. 125- 137.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (дата обращения: 28.02.2023).
- Хейфец Б.А. Глобализация 4. 0 и Россия // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. № 4. С. 288-296.
- Шабанов О.А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 53-56.
Комментарии
Добавить комментарий