Исследовательская культура студента технического вуза как фактор повышения качества инженерного образования

Разделы психологии: 

Н.А. Лебедева

Цель исследования – определить роль и значение исследовательской культуры в профессиональном становлении студента технического вуза. На основе ретроспективного анализа и изучения тенденций развития современного общества установлено, что качество подготовки инженерных кадров определяется не только глубокими техническим знаниями, но и культурным базисом, на роль которого в современной высшей школе может претендовать исследовательская культура. Автором обосновано, что исследовательская культура студента технического вуза является центральным аспектом, составляющим его культуру профессиональную, а также обеспечивающим истинный «профессионализм» как результат приложения творческих способностей к объекту профессиональной деятельности. Исследовательская культура выступает условием формирования системы устойчивых ценностей студента, обеспечивающих достижение самоактуализации и трансценденции как высших форм взаимодействия с обществом.

Ключевые слова: исследовательская культура, инженерное образование, профессиональная подготовка.

N.A. Lebedeva

RESEARCH CULTURE OF A TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF ENGINEERING EDUCATION

The purpose of the study is to determine the role and importance of research culture in the professional development of a student of a technical university. Based on a retrospective analysis and study of trends in the development of modern society, it has been established that the quality of engineering personnel training is determined not only by deep technical knowledge, but also by the cultural basis, the role of which in modern higher education can be claimed by a research culture. The author proves that the research culture of a student of a technical university is the central aspect that makes up his professional culture, as well as providing true "professionalism" as a result of the application of creative abilities to the object of professional activity. Research culture is a condition for the formation of a system of stable student values that ensure the achievement of self-actualization and transcendence as the highest forms of interaction with society.

Keywords: research culture, engineering education, professional education.

Национальным приоритетом ведущих мировых держав в XXI веке является научно-технологическое развитие, определяющее устойчивый рост экономики, а также повышение качества и уровня жизни населения. По мнению Б.А. Хейфеца в современном мире лидерство обеспечивается феноменом «технологической власти», а уровень технологического развития является основой для экономического превосходства и национальной безопасности [14, с. 291].

В условиях постиндустриального общества, в эпоху главенства инноваций и экономики знаний, ключевую роль в развитии любой социально-экономической системы играет человеческий капитал, качество которого непосредственно зависит от «уровня развития культуры и системы образования» [10, с. 95]. Научно-технологическое развитие, как основа когнитивной и инновационной экономики, базируется качественном инженерно-техническом образовании [10, с. 95], поэтому запросы современного государства и общества актуализируют потребность в подготовке специалистов, способных осуществлять необходимые преобразования, обеспечивать инновационное развитие и технологический суверенитет [9; 13].

Однако, не смотря критическую значимость высокого качества инженерных кадров, на сегодняшний день остается нерешенным ряд серьезных проблем, связанных с готовностью студентов и выпускников технических вузов к продуктивной творческой деятельности и принятию социальной ответственности за проектируемые решения; обеспечением соответствия подготовки будущих инженеров запросам научно-производственного сектора; подготовкой инженерно-педагогических кадров, способных реализовывать образовательный процесс на высоком уровне и другие [10].

Одним из направлений решения обозначенных проблем национального технологического развития и подготовки инженерных кадров нам видится формирование исследовательской культуры студента технического вуза, как особого вида культуры профессиональной.

О роли и значимость культуры в технологическом развитии неоднократно упоминается в работах В.В. Иванова. В своих исследования он подчеркивает необходимость соответствия «культурного и технологического уровня развития», указывая на то, что отсутствие культурного базиса («новой культуры» [6, с. 199]) при использовании существующих и проектировании новых технологий приводит к серьезным катастрофам техногенного характера [6].

Горохов В.Г. отмечает, что инженер должен обладать особым типом мышления, отличным от научного и обыденного, «…обязан быть всесторонне образованным, высококультурным человеком, имеющим передовое научной мировоззрение» [3, с. 4-5].

Кроме того, инженерная деятельность на современном этапе развития предполагает формирование определенного типа инженерно-научного мышления, обеспечивающего гуманистическую направленность ее ценностных ориентаций, что обусловлено возрастанием интеграции культуры и инженерного мышления, всеобщим потреблением результатов инженерного труда и творчества [3, c. 11].

По нашему мнению, на роль культурного базиса в системе высшего технического образования как раз может претендовать исследовательская культура, обеспечивающая на основе сформированных ценностно-целевых установок индивида продуктивное взаимодействие с реальным миром и его преобразование [5].

Предпосылки формирования исследовательской культуры студентов технического вуза заложены традиционной системой подготовки инженерных кадров, которая имеет длительную историографию, начиная со времени Петра I. Исторический анализ развития инженерного образования показал, что к 1950 годам в отечественной практике был накоплен значительный опыт подготовки технических специалистов. Всесторонняя поддержка технического образования, обусловленная ростом промышленного производства и потребностью в профессиональных инженерных кадрах, способных «не только управлять сложными машинами, но и создавать их» [11, c. 6], привела к становлению «русской инженерной школы», которая была предметом изучения и «восхищения» представителей западной системы образования, обеспечивая целостную систему подготовки, включающую не только глубокие технически знания, но и формирование культуры гуманитарной [12, с. 133].

Итогом становления «русской инженерной школы», помимо значительных достижений в подготовке кадров – «высоких профессионалов», можно считать воспитание «достойных личностей» [11, с. 6-7], что говорит о важности и значимости высокого уровня культуры в инженерно-техническом образовании.

Однако, дальнейшее преобразование высшей школы, переход от системы «энциклопедической» и фундаментальной подготовки к предметной в соответствии с потребностями производства, изменением общественного отношения к инженерной деятельности (что особенно характерно для послевоенного периода СССР и 1990-х годов), привело к утрате отдельных элементов профессиональной культуры и ряда компетенций, включая метакомпетенции целостного понимания ситуации, системных и организационных знаний, и конечном счете, к деградации инженерного образования [12, с. 136].

А.И. Владимиров отмечая, что «наибольший урон престижу инженерной деятельности и инженерному образованию нанесло выхолащивание у многих ее исполнителей (обладателей) сути самой профессии, заключающейся в творческом характере профессии, связи ее с исследованием, изобретательством, конструированием и проектированием, в направленности на разработку новой техники и технологий» [1, с. 11], указывает на первостепенность, главенство исследовательской активности, творческих способностей и направленности личностных целей, ценностей и устремлений на деятельность преобразовательную, трансформационную.

Потребность в модернизации инженерно-технического образования, остро проявившаяся в XXI веке как следствие роста инновационной составляющей экономики, привела к активизации исследовательского поиска по указанной проблематике. В современной научной литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы формирования готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности в условия научно-образовательного комплекса [2], исследовательской деятельности в контексте инженерного образования [4] и др. Однако, готовность будущего инженера к профессиональной или исследовательской деятельности не означает наличия у индивида системы устойчивых интериоризированных ценностей, обеспечивающих достижение самоактуализации и трансценденции как высших форм взаимодействия с обществом, определяющих его активное участие в осознанном преобразовании социальной реальности [7, с. 112, с. 116; 8].

Понятие и сущность исследовательской культуры по отношению к «готовности к исследовательской деятельности» более емкое. Помимо формирования исследовательской компетентности (синоним – «готовности к исследовательской деятельности» [4, с. 20]), которая является ее неотъемлемой частью, усвоение исследовательской культуры обеспечивает интериоризацию ценностей и опыта исследовательской деятельности в процессе воспитания и обучения, становление системы личностных ценностей, определяющих устойчивое исследовательское поведение и исследовательскую позицию индивида в конкретных обстоятельствах, преобразование структуры познавательной деятельности и исследовательской активности [8]. Исследовательская культура студента технического вуза обеспечивает формирование метакомпетенций [15, с. 55], необходимых для реализации сущности инженерной деятельности, обусловленной творчеством, изобретательством, активным проектирование социальной реальности.

Исследовательская культура включает в себя общечеловеческие гуманистические ценности, а такие как: честность, справедливость, забота об окружающей среде и другие, обеспечивающие на уровне мировоззрения определенные критерии принятия решений у будущих инженеров, определяющие их образ мыслей и модели поведения при проектировании объектов профессиональной деятельности.

Если мотивы исследовательской деятельности в рамках формирования готовности к ней индивида обусловлены определенными личностными аспектами и потребностями, то ценностная сфера исследовательской культуры выступает более широким основанием, которое может и должно быть присуще всей общности инженерно-технических специалистов, выпускников технических вузов. Таким образом, исследуя суть, смысловое содержание и особенности инженерной деятельность мы отмечаем, что исследовательская культура студента технического вуза является центральным аспектом, составляющим его культуру профессиональную, а также обеспечивающим истинный «профессионализм» как результат приложения творческих способностей к объекту профессиональной деятельности и создания принципиального нового решения значимой проблемы. Она является неотъемлемым, исторически обусловленным элементом подготовки инженерных кадров высокой квалификации.

Литература

  1. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании: из записной книжки президента университета, профессора А.И. Владимирова. Москва: Недра, 2011. Вып. 8. 80 с.
  2. Волегжанина И.С. Становление и развитие профессиональной компетентности будущего инженера в научно-образовательном комплексе: автореф. дисс. … доктора пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2020. 44 с.
  3. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. Москва: Знание, 1987. 176 с.
  4. Горшкова О.О. Подготовка студентов к исследовательской деятельности в контексте компетентностно-ориентированного инженерного образования: автореф. дисс. … доктора пед. наук: 13.00.08. Москва, 2016. 57 с.
  5. Горшкова О.О. Формирование исследовательской компетенции студентов в контексте задач профессиональной деятельности инженера // Высшее образование сегодня. 2018. № 5. С. 15-19.
  6. Иванов В.В. Глобализация 4.0: предпосылки и перспективы // Вопросы философии. 2022. № 8. С. 195-200.
  7. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / под. ред. Т.Д. Марцинковской. Москва; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 284 с.
  8. Огородников А.Ю. Роль интериоризации ценностей в становлении целостности личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С. 3-6.
  9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21.02.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 06.03.2023).
  10. Похолков Ю.П. Инженерное образование России: проблемы и решения, концепция развития инженерного образования в современных условиях / Инженерное образование. 2021. № 30. С. 96-105.
  11. Русский метод подготовки инженеров. ИМТУ-МВТУ-МГТУ. Москва: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. 279 с.
  12. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. 2012. №1. С. 125- 137.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (дата обращения: 28.02.2023).
  14. Хейфец Б.А. Глобализация 4. 0 и Россия // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. № 4. С. 288-296.
  15. Шабанов О.А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 53-56.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Лебедева Н.А. Исследовательская культура студента технического вуза как фактор повышения качества инженерного образования // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 115-121.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки