Ролевой репертуар подростков и родителей онлайн и офлайн: особенности цифровой социальности

Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, Е.И. Рассказова, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Работа посвящена сравнению ролевого репертуара подростков и родителей в онлайне и офлайне (N = 785 чел.). Полученные результаты показывают более разнообразный ролевой репертуар подростков по сравнению с родителями, особенно в онлайне. Для подростков характерно доминирование просоциальных ролевых моделей и сближение ролевой структуры в онлайне и офлайне.

Ключевые слова: ролевой репертуар, подростки, родители, онлайн, офлайн, цифровая социальность.

Последние десятилетия процесс социализации человека в современном обществе неотъемлемо связан с освоением не только реального пространства, его норм и правил, но и интернет-пространства. Особенно актуально это становится для подростков — одних из наиболее активных интернетпользователей, осваивающих цифровое пространство (Солдатова, Рассказова, 2021; Smahel et al., 2020). Традиционно для подросткового возраста характерна активизация процессов становления личности, конструирования своей идентичности, расширения социального опыта. Современный подросток сталкивается с необходимостью освоения различных социальных практик и овладения ролевыми моделями поведения как в реальном мире, так и цифровом (Солдатова, Войскунский, 2021). Наряду с реальным общением, использование социальных сетей становится привычной практикой построения и поддержания взаимоотношений, личной самопрезентации, выстраивания идентичности и рефлексии. При этом мало исследований посвящается проблеме предпочтения ролевых моделей у подростков, формирующихся в процессе социализации на стыке реального и виртуального миров (Марцинковская, 2018). Целью нашего исследования стало изучение ролевого репертуара подростков в онлайне и офлайне и их сравнение с предпочтениями родителей.

Методы

Для исследования репертуара социальных ролей родителям и подросткам задавался вопрос «Вы общаетесь с разными людьми в реальной жизни и в Интернете. В каких ролях Вы обычно выступаете по отношению к ним?», включавший 10 вариантов ответа для интернета и для реальной жизни, например, «Творцом (создавать новое, расширять возможности для себя и других)», «Защитником (отстаивать свои взгляды на мир, защищать себя и других)», «Троллем (критиковать или нападать на тех, кто мне не нравится)» и др.

В исследовании приняли участие 785 человек: 374 подростка 14–17 лет (49,2% девушек) и 411 родителей подростков 14–17 лет (81,3% женщины) из Волгограда (16,1%), Петропавловска-Камчатского (16,1%), Новосибирска (13,8%), Москвы (20,1%), Подмосковья (2,3%), Махачкалы (15,7%) и Екатеринбурга (16,1%).

Результаты и обсуждение

Репертуар социальных ролей у подростков и в сети, и офлайн более разнообразный, чем у родителей. В реальной жизни каждый второй подросток чувствует себя собеседником (58%), среди родителей такую роль выбрало большинство (72%). Следующими по распространенности среди подростков оказались роли защитника (41%), отстаивающего свои принципы и поддерживающего других, наставника (35%), помогающего при столкновении с трудностями, и друга (30%). Родители также предпочитают эти социальные роли (35%, 40%, 38% соответственно). Каждый четвертый подросток офлайн чувствует себя творцом (29%) или наблюдателем (28%). Остальные, особенно агрессивные ролевые предпочтения, выбирались редко. В интернете подростки чаще чувствуют себя наблюдателями (35%). Отмечается тенденция к некоторому снижению процента тех, кто выбирает распространенные офлайн роли, хотя их процент остается достаточно высоким, что сохраняет общую с офлайн ролевую структуру: практически половина выбирает роль собеседника (45%), каждый четвертый предпочитает роли защитника (29%), творца (28%), наставника (25%), каждый пятый — друга (20%) или посредника (19%). При этом роль друга в сети более характерна для девочек, ее предпочитает каждая четвертая (26%), среди мальчиков — только каждый восьмой (12%). Схожая тенденция прослеживается в выборе роли творца — ее предпочитает каждая третья девочка (33%) и каждый пятый мальчик (24%). Стоит отметить, что растет процент тех, кто выбирает роли, не характерные для офлайн или относящиеся скорее к социально неодобряемым. Так, каждый шестой (17%) становится троллем в сети. Онлайн-пространство дает больше возможностей примерить разные роли — например, актерами, легко меняющими свое поведение, в сети видит себя каждый шестой подросток.

Напротив, похоже, что родителям в интернете значительно труднее, чем в реальной жизни, чувствовать себя собеседниками (46%), творцами (12%), защитниками (12%) и друзьями (21%), зато легче, в первую очередь, быть наблюдателями (43%) и немного посредниками (17%). Роль наблюдателя более характерна для женщин — ее выбрали 46% женщин и 33% мужчин. Предпочтение агрессивных ролей, и без того минимальное, у них практически не меняется, незначительно снижаясь в онлайне.

Сравнение ролей, выбираемых родителями и подростками в реальной жизни, показывает, что подростки несколько чаще, чем родители, чувствуют себя в роли наблюдателя (χ² = 9,19, p < 0,01, V Крамера = 0,12) и в довольно редких ролях тролля (χ² = 9,26, p < 0,01, V Крамера = 0,12), актера (χ² = 14,59, p < 0,01, V Крамера = 0,14) и манипулятора (χ² = 15,98, p < 0,01, V Крамера = 0,15), а родители — чаще берут на себя роль собеседника (χ² = 16,56, p < 0,01, V Крамера = 0,16).

В интернете подростки чаще, чем родители, чувствуют себя творцами (χ² = 28,28, p < 0,01, V Крамера = 0,20), защитниками (χ² = 30,36, p < 0,01, V Крамера = 0,21), троллями (χ² = 38,47, p < 0,01, V Крамера = 0,24), наставниками (χ² = 9,60, p < 0,01, V Крамера = 0,12), актерами (χ² = 29,43, p < 0,01, V Крамера = 0,21), манипуляторами (χ² = 25,31, p < 0,01, V Крамера = 0,19). Если сравнивать частоты у родителей и детей, видно, что эти различия объясняются не тем, что интернет — место более ярких ролей и переживаний подростков, а тем, что родители онлайн примеряют на себя куда меньше ролей, нежели офлайн.

Эти данные хорошо согласуются с ответами подростков о том, что они живут и онлайн, и офлайн, переключаясь между этими мирами, тогда как родители чувствуют себя живущими именно офлайн (Солдатова, Рассказова, 2020). Интернет немного облегчает для подростков возможности агрессивного поведения, но в целом мало меняет ту структуру социальных ролей, которую они принимают в общении. Напротив, у родителей онлайн-общение связано с «потерей» ролей и приобретением довольно узких возможностей — наблюдать и в незначительной степени выступать связующим звеном для различных людей.

Интересное содержательное дополнение к этим результатам дает сравнение тех ролей, которые берут на себя подростки и родители онлайн и офлайн. Интуитивно можно было бы предполагать, что жизнь подростков онлайн богаче, чем офлайн, что интернет открывает огромные возможности безопасно пробовать себя в различных социальных ролях, создавать и разрушать миры, защищать или угрожать. Однако подростки как онлайн, так и офлайн одинаково часто чувствуют себя в роли наблюдателя и в активных просоциальных ролях (творцов, защитников, наставников, собеседников, друзей). Напротив, в жизни родителей офлайн доминируют роли творцов, защитников, наставников, собеседников и друзей, тогда как в интернете эти роли они принимают на себя куда реже и намного реже по сравнению с подростками. Исключения составляют роли собеседника, друга и наблюдателя, которые примерно одинаково часты онлайн и офлайн (наблюдателем родители онлайн чувствуют себя даже чаще, чем офлайн). Такие результаты могут быть еще одним свидетельством распространения среди подрастающего поколения жизни в смешанной онлайн-офлайн реальности, в которой реальные и виртуальные миры сближаются и пересекаются, традиционная социализация дополняется цифровой, а цифровая социальность, несмотря на более широкие возможности проигрывания множества ролей, отражает в большей степени ролевой репертуар из реального мира (Солдатова, Войскунский, 2021). Для подростков мир онлайн не более живой, чем мир офлайн — он часть пространства их социального взаимодействия, с самыми разными ролями, неотделимая от реального мира. Подростки находят возможности для реализации различных социальных ролей в общении как онлайн, так и офлайн. У родителей онлайн-пространство социального взаимодействия беднее и более выхолощенное, как «тень» реального мира, дополняющее его.

Выводы

В заключение отметим, что более явное разнообразие ролевого репертуара подростков по сравнению с родителями может объясняться как возрастными особенностями (подростки находятся на этапе формирования своей идентичности, перебирая роли и экспериментируя с ними, тогда как взрослые характеризуются сложившимся набором ролей), так и спецификой взросления в условиях смешанной онлайн-офлайн реальности, которая, возможно, предоставляет цифровому поколению более разнообразные возможности для конструирования просоциальных активных стратегий поведения и в реальном, и в виртуальном пространствах.

Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 18-18-00365 «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ».

Литература

  1. Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 4(14). С. 11–20.
  2. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3 (18). С. 431–450.
  3. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. № 4 (16). С. 87–97.
  4. Smahel D., Machackovа H., Mascheroni G. et al. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries. EU Kids Online. London School of Economics and Political Science, London, 2020

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Рассказова Е.И.. Ролевой репертуар подростков и родителей онлайн и офлайн: особенности цифровой социальности // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 109-94.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки