Взаимосвязь параметров самоотношения и уровня спортивных достижений у подростков и юниоров, занимающихся боксом

Разделы психологии: 

Р.С. Волков, М.Е. Сачкова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия

Настоящее исследование посвящено выявлению параметров самоотношения и их взаимосвязи с уровнем спортивных достижений в подростково-юношеский период. В работе представлены результаты эмпирического исследования, участниками которого стали 360 спортсменов: 180 подростков (15–16 лет) и 180 юниоров (17–18 лет), занимающихся боксом. Были выявлены статистически значимые различия параметров самоотношения, соотнесенные с половыми и возрастными характеристиками респондентов. Частично подтвердилась гипотеза о существовании взаимосвязи между показателями самоотношения и уровнем спортивных достижений.

Ключевые слова: самоотношение, спортивные достижения, спортивные группы, подростки, юниоры, бокс.

В настоящее время проблема спортивных достижений является не только актуальной, но и носит междисциплинарный характер. Традиционно рост результатов специалисты, работающие в области спорта, связывают с развитием физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), с применением различных методик преподавания, организацией тренировочного процесса (формирование спортивных групп, селекция талантов и т.д.), спортивной медициной (фармакология, инновационные методы лечения). При этом зачастую пренебрегают психологической подготовкой юных спортсменов. Однако современные исследователи все больше обращаются к вопросу выявления психологических детерминант, способных повышать спортивные результаты. Так, например, к таким факторам была отнесена идентичность спортсменов (Martin, 2017). Э. Эриксон называл подростковый возраст наиболее важным этапом в процессе формирования личности, в ходе которого происходит становление и развитие личностной и социальной идентичности (Эриксон, 1996). В отечественной психологии личностная идентичность соотносится с понятием самоотношения, разрабатываемой в рамках деятельностного подхода (Столин, 1983). Исходя из логики данного подхода, самоотношение меняется по мере включения человека в определенную деятельность, поэтому можно предположить, что результаты деятельности будут взаимосвязаны с изменением показателей компонентов (аффективного, когнитивного, поведенческого), входящих в структуру самоотношения спортсменов. На наш взгляд, особенно важным становится выявление возрастных и гендерных различий в уровне самоотношения у юных спортсменов. Этот вопрос связан с тем, что в последнее время можно наблюдать значительный рост числа девочек, предпочитающих заниматься маскулинными видами спорта (бокс, борьба и др.), а научно обоснованных данных на эту тему до сих пор практически нет.

Целью исследования стало выявление выраженности показателей самоотношения и их взаимосвязи с уровнем спортивных достижений у под-ростков и юниоров, занимающихся боксом. В исследовании приняли участие 360 спортсменов, из них 180 старших подростков (в возрасте 15–16 лет) и 180 юниоров (в возрасте 17–18 лет). Для измерения уровня спортивных достижений (УСД) применялась методика измерения результативности спортивной деятельности (Сохликова, 2019). Использовался также «Опросник cамоотношения» (ОСО) В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (Столин, Пантелеев, 1988).

Для расчета статистических показателей полученные данные были проверены на нормальность распределения. При использовании критерия Колмогорова-Смирнова было установлено, что распределение данных по большинству шкал самоотношения отличаются от нормального (p < 0,01), поэтому далее использовался непараметрический критерий Манна — Уитни.

Сравнение параметров самоотношения по возрастным группам были выявлены статистически значимые различия по 10 шкалам из 12. По шкале глобальное отношение (Мю = 20,0 ± 3,0; Мп = 17,0 ± 3,0; Uэ. = 8074,5; p < 0,001) юниоры имеют более высокие баллы, чем подростки. Стоит заметить, что рост показателей самоотношения идет за счет увеличения входящих в его состав компонентов: самоуважение (аффективный компонент, Мю = 10,0 ± 2,1; Мп = 9,0 ± 2,0; Uэ. = 9075,5; p < 0,001); саморуководство (поведенческий компонент, Мю = 4,4 ± 1,0; Мп = 4,0 ± 1,1; Uэ. = 13348,5; p < 0,02) и самопонимание (когнитивный компонент, Мю = 3,6 ± 1,2; Мп = 3,1 ± 1,1; Uэ. = 12505,0; p < 0,001). Снижение обнаружено только по шкале самообвинение (аффективный компонент, Мю = 3,0 ± 1,1; Мп = 4,0 ± 1,2; Uэ. = 12006,0; p < 0,001).

При сравнении параметров самоотношения по полу были выявлены статистически значимые различия по 5 шкалам из 12. По шкале глобальное отношение (Мм = 19,0 ± 3,8; Мж = 18,0 ± 3,4; Uэ. = 15165,5; p < 0,001) спортсмены мужского пола имеют более высокие баллы. Скорее всего, это связано с тем, что у юношей выше показатели по шкале самоуверенность (поведенческий компонент, Мм = 5,0 ± 1,1; Мж = 4,0 ± 1,5; Uэ. = 11353,0; p < 0,001) и самопринятие (аффективный компонент, Мм = 5,1 ± 1,1; Мж = 4,0 ± 0,8; Uэ. = 12969,0; p < 0,001). По шкале отношение других (аффективный компонент, Мм = 8,0 ± 2,2; Мж = 10,0 ± 2,3; Uэ. = 12320,0; p < 0,001) у девушек показатели чуть выше, чем у юношей.

Для определения взаимосвязи показателей самоотношения и УСД использовался ранговый коэффициент корреляции r Спирмена.

В группе подростков были выявлены значимые коэффициенты корреляции по трем шкалам: самоуважение (r = 0,20, p < 0,01); аутосимпатия (r = 0,31, p < 0,001) и отношение других (r = 0,27, p < 0,001). В группе юниоров была выявлена одна значимая положительная связь по шкале самообвинение (r = 0,27, p < 0,001) и одна отрицательная по шкале аутосимпатия (r = −0,20, p < 0,01). Некоторые взаимосвязи также обнаружены в разных подгруппах по полу. В группе девушек были выявлены значимые коэффициенты корреляции по 3 шкалам: глобальное самоотношение (r = 0,29, p < 0,001); самоуверенность (r = 0,40, p < 0,001); самоинтерес (r = 0,27, p < 0,001). В группе юношей были выявлены значимые коэффициенты кор-реляции по 3 шкалам: самоуверенность (r = 0,21, p < 0,05); самопонимание (r = 0,18, p < 0,05); отношение других (r = 0,20, p < 0,01). Результаты свидетельствуют о том, что почти все показатели самоотношения с возрастом у спортсменов повышаются, что свидетельствует о выраженности «Я» в структуре их личности. Данные тенденции хорошо согла-суются с концепцией Э. Эриксона. Гендерные различия менее выражены: в исследовании они зафиксированы в когнитивном и поведенческом компонентах у юношей и в аффективном у девушек. Иными словами, у юношей выше Осознание себя, для девушек важнее отношение других для становления собственного самооценивания. Лишь некоторые компоненты самоотношения связаны с более высокими результатами в боксе: наиболее уверенные в себе, с высоким уровнем интереса и понимания себя достигают большего успеха.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Выраженность показателей самоотношения различается в зависимости от пола и возраста спортсменов, включенных в занятия боксом. При этом наибольшие различия наблюдаются по возрастному фактору.
  2. Существуют разного характера взаимосвязи между компонентами самоотношения и успешностью спортивной деятельности. У подростков-боксеров результативность в большей степени связана с аффективными компонентами самоотношения (самоуважение, аутосимпатия и отношение других), в отличие от юниоров, у которых рост спортивных результатов связан только с аффективным компонентом самоотношения (самообвинение).
  3. В группе девушек повышение спортивных результатов связано с ростом показателей поведенческого и когнитивного компонентов самоотношения (самоуверенность и самоинтерес), также поведенческие и когнитивные компоненты самоотношения (самоуверенность и самопонимание) коррелируют с успехами в боксе у юношей.
  4. В будущем необходимо провести дополнительное изучение особенностей идентичности подростков, которые не включены в спортивную деятельность, а также интересными могут быть результаты спортсменов, занимающихся другими (в том числе групповыми) видами спорта.

Полученные результаты, несомненно, следует учитывать в процессе подготовки юных спортсменов, так как выраженность тех или иных компонентов самоотношения могут как позитивно, так и в некоторых случаях негативно влиять на спортивные результаты юных боксеров.

Литература

  1. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123–130.
  2. Сохликова В.А., Романина Е.В., Баранова В.А. Психологические модели успешности выступления высококвалифицированных спортсменов на основе самооценки и уровня притязания как инструмент оптимизации процесса спортивной деятельности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2019. № 1. С. 330–332.
  3. Столин В.В. самосознание личности. М.: Издательство Московского университета, 1983. 284 с.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996.
  5. Martin L.J., Balderson D., Hawkins M., Wilson K., Bruner M.W. Groupness and leadership perceptions in relation to social identity in youth sport // Journal of Applied Sport Psychology. 2017. Vol. 29. No. 3. P. 367–374.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Волков Р.С., Сачкова М.Е.. Взаимосвязь параметров самоотношения и уровня спортивных достижений у подростков и юниоров, занимающихся боксом // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 32-35.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки