Разделы психологии:
Клементьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, профессор департамента психологии и развития человеческого капитала Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Москва, Россия.
Ключевые слова: смыслы, формирующаяся взрослость, рефлексия, россияне.
EMERGING ADULTHOOD IN RUSSIA: THE EXISTENTIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS
M.V. Klementyeva, doctor of psychology, professor at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russia.
Keywords: meaning, emerging adulthood, reflection, Russians.
Возможно ли быть «чуть-чуть взрослым»? И можно ли измерить «степень» взрослости? Постановка вопроса и способ его решения лежат в противоречии современной социальной ситуации развитии молодых людей в возрасте 18 - 25 лет в развитых странах. Стремительные изменения в современном российском обществе усиливают разрыв между социальными ожиданиями в отношении молодых людей как взрослых и их желанием отложить вступление во взрослость когнитивно, эмоционально и поведенчески. Рефлексия жизненного пути как цепочки событий, формирующих автобиографию от рождения до смерти, связывает архетипические константы жизни – «детство» и «взрослость» многомерно и асинхронно. Взрослость осмыслена на основе нормативных представлений о событиях жизни, социально маркирующих возраст, однако рефлексивный механизм вхождения во взрослость и переживания себя взрослым остается малоизученным.
Новый переходный период «формирующейся взрослости» (emerging adulthood), охватывающий возраст с 18 до 25 лет, имеет широкое признание в современной зарубежной и отечественной психологии. Представителей «формирующейся взрослости» отличает ряд социально-демографических и экономических характеристик (отсрочка социальных переходов, длительное университетское образование, финансовая зависимость от родителей и пр.), а также набор рефлексируемых психологических особенностей: 1) субъективное переживание широких возможностей в управлении своей жизнью и оптимизм в отношении будущего, 2) стремление к самоисследованию и поиску идентичности, 3) переживание тревоги и нестабильности жизни, 4) эгоцентризм и склонность уходить от обязательств перед другими людьми, 5) лиминальное чувство «между» – «уже не подросток, но ещё не взрослый» [7].
Исследования, проведенные с использованием Шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA - Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood) [6], продемонстрировали более высокие значения показателей самоисследования идентичности, биографического экспериментирования, тревоги, эгоцентризма и лиминальности у 18-25-летних, по сравнению со школьниками (14-17 лет) и более старшими взрослыми (25-45 лет) [7]. Сопоставляя данные, полученные в странах Америки, Европы, Африки, Ближнего Востока и Азии за последние 15 лет можно заметить, что азиатских «формирующихся взрослых» не тревожит нестабильность в период взросления, как их американских и европейских сверстников [3]; [8]. Испанские «формирующиеся взрослые» более независимы и самостоятельны, менее тревожные и оптимистичны, чем латиноамериканские сверстники [4]. А молодые азиаты более оптимистично воспринимают период как время возможностей, чем европейцы [2]. В целом современные «формирующиеся взрослые» из разных стран демонстрировали много сходного: открытость к возможностям будущего и целеустремленность, повышенный эгоцентризм, лиминальность как переживание переходности настоящего периода жизни, беспокойство нестабильностью ситуации развития [5].
В своем исследовании мы вносим вклад в оценку эвристичности конструкта «формирующейся взрослости», рассматривая психологический аспект: экзистенциально-психологические, социально-психологические, индивидуально-психологические направления проживания «формирующейся взрослости» современной российской молодежью, применяя версию шкалы IDEA, адаптированную к российской выборке [1].
Наше исследование показало, что в целом русскоязычная шкала имеет достаточно высокий уровень конструктивности и позволяет психологически исследовать ключевые и показатели «формирующейся взрослости», выделенные в оригинальной шкале.
Особый интерес представляет кросс-культурный анализ формирующейся взрослости, поскольку в своей российской выборке мы выявили отличия профиля конструкта. Культурно специфичной стала Интеграция исходно разных показателей «исследование идентичности» и «сосредоточенности на себе», что, на наш взгляд, указывает на особый рефлексивно-экзистенциальный механизм самоопределения, поиска смысла жизни, утверждения аутоиндентичности, что, вероятно, является частью российской идентичности. Так, стремление молодых россиян выстроить собственный жизненный путь предполагает рефлексию целей и смыслов жизни, а не социальных ожиданий, как демонстрируют исследования наших зарубежных коллег [2-8]. Кроме того, сопоставляя данные, обнаружили, что для «формирующихся взрослых» россиян свобода имеет большую ценность, чем для их сверстников из стран Америки, Европы и Азии. Это скорее свобода «от удержей» (правил, запретов, ограничений), чем «свобода для» (по М.М. Бахтину) саморазвития, творчества, труда и пр., когда, достигнув совершеннолетия, молодые люди чувствуют возросшие возможности, права и независимость. Таким образом, взросление молодых людей в современной России помимо социально-нормативных признаков включают характеристики утверждения ими аутентичности и собственного достоинства, выстраивания своего жизненном пути, открывая возможности для многомерного самоопределения.
Литература
- Клементьева М.В. Оценка психологической структуры методики «формирующаяся взрослость» // Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 611-612.
- Crocetti E., Tagliabue S., Sugimura K., Nelson L., Takahashi A., Niwa T., Sugiura Y., Jinno M. Perceptions of emerging adulthood: A study with Italian and Japanese university students and young workers. Emerging Adulthood. 2015. 3(4), С. 229–243.
- Dutra-Thomé L., Koller S.H. Brazilian version of the Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood: Investigating the current transition to adulthood. Trends in Psychology. 2017. Т. 25. № 3. С. 901-912.
- Fierro D., Hernandez A.M. Emerging adulthood in Mexican and Spanish youth: Theories and realities. Journal of Adolescent Research. 2007. Т. 22. № 5. С. 476-503.
- Leontopoulou S., Mavridis D., Giotsa A. Psychometric properties of the greek Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA): University student perceptions of developmental features. Journal of Adult Development. 2016. Т. 23. № 4. С. 226-244.
- Reifman A., Arnett J.J., Colwell M.J. Emerging adulthood: Theory, assessment and application. Journal of Youth Development, 2007. Т. 2. № 1. С. 37-48
- The Oxford Handbook of Emerging Adulthood. In J.J. Arnett (Ed.). Oxford, New York: Oxford University Press. 2015. 656 p.
- Sánchez-Queija I., Parra Á., Camacho C., Arnett J. Spanish version of the Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA-S). Emerging Adulthood, 2020. Т. 8. № 3. С. 237–244.
Комментарии
Добавить комментарий