М.Г. Титаева, Н.А. Аминов Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
Активизация роли таможенной службы в системе внешнеэкономической деятельности государства предъявляет все возрастающие требования к профессиональному уровню подготовки таможенных специалистов всех звеньев системы таможенных органов. Овладение таможенной профессией в ходе профессионального обучения в таможенной академии требует организации образовательного процесса, дающего целостное представление о таможенной деятельности. Изучение учебных дисциплин с осознанием их роли и места в формировании специальных знаний и навыков таможенника – важное условие профессиональной подготовки будущих специалистов.
Учебные планы академии включают в себя разнообразные дисциплины, изучение которых имеет различную степень значимости для будущей профессии.
осознание учащимися уровня значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности наряду с академической успешностью является важным индикатором формирования профессиональной компетентности как одного из компонентов профессиональной готовности студентов.
Проблема осознания учащимися уровня значимости изучаемого предмета для профессиональной подготовки специалистов рассматривалась в работах А.А. Вербицкого, Т.Д. Дубовицкой и других авторов.
Целью исследования, проведенного среди студентов таможенной академии, являлась эмпирическая проверка гипотезы, согласно которой рост согласованности представлений студентов и преподавателей о степени значимости учебных дисциплин для будущей профессиональной деятельности является показателем развития профессиональной готовности к работе в таможенных органах.
Для оценки фактора развития профессиональной готовности – профессиональной компетентности – разработана анкета для студентов и преподавателей, направленная на определение степени значимости изучаемых предметов для работы в таможенных органах по выбранной специальности. Анкета, предложенная студентам старших курсов различных факультетов, включала в себя перечень дисциплин, изучаемых ими на момент исследования. Студентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале степень значимости каждой изучаемой дисциплины для работы по выбранной специальности в таможенных органах. В данном исследовании преподаватели выступали в роли экспертов, оценивая тот же, что и студенты, перечень дисциплин по указанному выше критерию.
Задачей данного анкетирования было определение степени близости в оценивании изучаемых дисциплин студентами и преподавателями-экспертами. Для решения задачи определялись: степень согласованности мнений среди студентов, преподавателей; значимые взаимосвязи в оценивании дисциплин, а также выделялись группы учебных предметов, имеющих высокие, средние, низкие ранги.
Для анализа результатов анкетирования, получения обоснованных выводов использовались статистические методы обработки данных. В исследовательской работе определялись следующие статистические критерии: коэффициент конкордации Кендалла W; коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Анализ статистических данных осуществлялся с помощью программного комплекса SPSS.
Данное исследование проводилось на выборке студентов Российской таможенной академии (212 человек), обучающихся на различных факультетах (юридическом, экономическом, таможенного дела).
Результаты исследования показали высокую степень согласованности в оценках экспертов-преподавателей и позволили предположить, что средние оценки по группе преподавателей отражают относительно однозначное мнение всех экспертов о степени значимости оцениваемых дисциплин.
Для определения степени близости в оценках значимости дисциплин для будущей профессиональной деятельности между студентами и преподавателями-экспертами проведен корреляционный анализ полученных показателей. Определена положительная взаимосвязь между оценками студентов и преподавателей-экспертов, мнение студентов и преподавателей о степени значимости изучаемых предметов совпадает. Данная взаимосвязь более выражена в оценке дисциплин, имеющих высокий ранг. Как правило, к дисциплинам с высокой значимостью для будущей профессии все участники исследования относят общие профессиональные и специальные дисциплины.
По степени близости ранговых профилей оценивания изучаемых дисциплин студентами и экспертами можно выделить группы учащихся в зависимости от уровня сформированности представления о своей будущей профессиональной деятельности, о сфере необходимых знаний и умений, то есть от уровня развития профессиональной готовности.
Для этой цели разработана и внедрена интервальная шкала уровня сформированности представления о своей будущей профессиональной деятельности. Шкала дает возможность оценить степень представленности в сознании студента образа будущей профессии как важнейшего условия дифференциации ведущих компонентов специальных способностей к государственному регулированию и их интеграции.
На основе данных, обработанных с использованием внедренной для данного исследования шкалы, получены процентные отношения численности учащихся академии с различным уровнем сформированности представления о своей будущей профессиональной деятельности.
Нужно отметить, что академическая успеваемость студентов по дисциплинам, имеющим высокий рейтинг, значительно выше, чем по предметам, значимость которых была оценена студентами в меньшей степени. Осознанность степени значимости изучаемых дисциплин для обретения профессии побуждает студентов к большим усилиям в овладении знаниями, формирует внутреннюю мотивацию учащихся, повышает ответственность за результаты учебной деятельности.
От курса к курсу знания о будущей профессиональной деятельности у учащихся расширяются, углубляются, насыщаются новым содержанием, тем самым определяя большую избирательность студентов в оценке значимости изучаемых дисциплин для выбранной ими профессии. Используя данный метод анкетирования студентов на каждом курсе обучения, можно наблюдать динамику развития профессиональной готовности учащихся.
Наличие представленности у студентов модели профессионала-таможенника и его профессиональной деятельности позволяет студентам точно определить уровень значимости изучаемой дисциплины, ее место и роль в формировании специальных знаний и навыков для успешной профессиональной адаптации в будущем. Оптимальное составление учебных планов позволяет выстроить образовательный процесс, эффективно формирующий образ таможенного специалиста, развивать профессиональную компетентность студентов, начиная с младших курсов.
Комментарии
Добавить комментарий