Родермель Т.А., Сычева В.С. Сургутский государственный университет (Россия, Сургут)
Ключевые слова: психологическое консультирование, жизненный сценарий, нейро – лингвистическое программирование, гештальт – консультирование, экзистенциальный подход, когнитивно – бихевиоральный подход, клиент – центрированный подход, психоаналитический подход, транзактный анализ, терапевтическая группа.
Keywords: psychological counseling, life scenario, neuro- linguistic programming, gestalt - counseling, existential approach, cognitive - behavioral approach, client - centered approach, psychoanalytic approach, transact analysis, therapeutic group.
Введение. Психологическое консультирование является одной из основных форм работы психолога, и освоить её необходимо каждому, кто работает в сфере психологии, так как элементы консультирования присутствуют в рабочем дне психологов всех специализаций.
В современных условиях и подходах в изучении методов психологического консультирования, важным является определении выбора техник и методик, применяемых в работе психолога.
Попробуем рассмотреть кратко изложенные основные методы в работе специалиста:
- Нейро – лингвистическое программирование, данный метод считается стратегическим консультированием, основанным на диагностике манеры поведения клиента и подборе той формы работы, которая обеспечит установление раппорта и оказания влияния на клиента [5]. Сторонники данного подхода определяют источники проблемы и выстраивают стратегию по её преодолению.
- гештальт – консультирование строится на идее, что роль в понимании проблемы играет не столько последовательность действий, сколько инсайт, внезапное озарение [5]. Чтобы создать условия инсайта, на консультации обсуждается все «поле» человека – ценности, обстоятельства, события, убеждения, желания и прошлый опыт.
- Экзистенциальный подход указывает, что бытие человека определяется смыслом. Соответственно, целью консультации с данной точки зрения является помощь клиенту в осознании смысла своей жизни и в открытии своего потенциала [1].
- Клиент – центрированный подход [1] стремится помочь человеку в личностном росте, в становлении как личности. Однако нельзя влиять на клиента – он сам должен найти свой путь при поддержке консультанта.
- Когнитивно – бихевиоральный подход, в отличие от большинства других, не работает с прошлым человека – для него важны только актуальные поведение и расстройства [1]. Терапия строится на обучении новым способам поведения и мышления.
- Психоаналитический подход концентрирует свое внимание на мотивах, влечениях, побуждениях и внутренних конфликтах человека. При этом структуру учения составляют особое Понимание структуры личности (трехкомпонентная модель З. Фрейда) и стадии психосексуального развития [1].
- Подходов к психологическому консультированию большое множество, и выше перечислены далеко не все из них. Однако в данной работе мы более подробно рассмотрим консультирование с позиции транзактного анализа.
- Транзактный анализ – это направление психотерапии, родоначальником которого является американский психиатр Э. Берн [2, 3, 4]. В основе данного подхода лежит термин «жизненный сценарий», который предполагает то, что человек проживает свою жизнь по определенному шаблону, заложенному в детстве с помощью родителей [5]. Сценарий формируется как некая стратегия выживания с помощью вербальных посланий родителей – «весь в своего отца – тунеядца», «у тебя ума не хватит на это», «тебя ждет большое будущее». Также на формирование сценария влияют детские фантазии и любимые сказки [2, 4].
Условно можно разделить жизненные сценарии на три вида:
- Победитель (человек, который решил достичь цели и добился того, чего хотел);
- Побежденный (человек, который постоянно терпит неудачи);
- Не – победитель (лояльный, прилежный человек, который старается не создавать другим проблем).
Анализ метода транзактного анализа. Соответственно, целью психологической консультации с точки зрения транзактного анализа будет являться пересмотр жизненных позиций клиента и, соответственно, перестройка личности, некое взросление клиента, чтобы он научился сам справляться со своими проблемами [6]. Это возможно, если человек осознает свой сценарий и начнет меняться. Клиент сам выбирает, какие убеждения и шаблоны ему стоит изменить. Здесь стоит упомянуть такое понятие как контракт [3, 4, 5] – это совокупность целей, которые ставит перед собой клиент, предложения и требования к клиенту от консультанта.
В рамках транзактного анализа можно работать со следующими группами проблем клиентов:
- Трудности в карьере;
- Проблемы психического и физического здоровья;
- Отношения с противоположным полом;
- Отношения с родителями;
- Низкая самооценка;
- Отношения в браке;
- Проблемы в воспитании детей;
- Отсутствие мотивации;
- Отношения с родителями;
- Потери.
Жизненный сценарий тесно связан с психологической позицией – данное понятие ввел Т. Харрис. Всего транзактный анализ выделяет 4 таких позиции.
Первая позиция: “я о’кей – ты о’кей”. Такой человек принимает и себя, и других. Вторая позиция: “я не о’кей – ты не о’кей”. При такой позиции человек ощущает себя неправильным, а жизнь воспринимает негативно. Третья позиция: “я не о’кей – ты о’кей”. Присуща людям с развитым чувством неполноценности и депрессивными состояниями. Четвёртая позиция: “я о’кей – ты не о’кей”. Такой человек считает, что окружающие плохо с ним обращаются, не ценят его по достоинству.
В своей теории Э. Берн использует новую структуру личности, компоненты которой представлены в виде трех эго-состояний: Родитель, Ребенок и Взрослый [2, 3, 4, 5, 6, 7]. Каждое из них подразумевает группу поведенческих стереотипов, проявляющуюся в определенных обстоятельствах. Ребенок – это отражение того, каким человек был в детстве. С одной стороны это непосредственность, любопытство, изобретательность, с другой – капризность, эгоцентризм, упрямство и легкомыслие. Взрослый адекватно оценивает ситуацию и принимает конструктивные решения. Родитель – это родительское начало, также внедренное человеку в детстве – наставления, правила поведения, социальные нормы и предубеждения. «Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить» [5, с 4].
Подготовка к сбору диагностического материала. Чтобы диагностировать доминирующие эго-состояния у человека, необходимо обратить внимание на вербальные и невербальные признаки. Так, в состоянии Ребенка клиент обычно произносит слова, отражающие чувства и опасения – «я не хочу», «мне нравится» [4, 5, 7]. Невербальными признаками могут являться дрожащие губы, выражение восторга и т.д. В то же время в состоянии Родителя клиент произносит слова, схожие с «должен», «нельзя», «запомни это» и прочие. Внешне это выражается в виде нахмуренного лба, вздохов, поглаживания другого по голове. Однако, по мнению самого Э. Берна, психотерапия в группе должна складываться только на уровне Взрослый – Взрослый.
Именно от структуры личности автор отталкивался, придумывая название своей концепции, так как транзакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. В основе транзакции лежит жизненный план человека. Условно можно выделить три вида транзакций [5]:
- Параллельные (когда ожидания обоих собеседников оправдываются. стимул и ответная реакция образуют параллельные линии);
- Перекрестные (когда на стимул дается неожиданная реакция, провоцирующая неподходящее эго-состояние);
- Скрытые (включают в себя несколько эго-состояний, изначальный посыл сообщения маскируется)
Следующим важным термином транзактного анализа является поглаживание – знак одобрения, который может выражаться вербально, невербально и физически, иметь как позитивный, так и негативный характер [2, 3, 4]. Взрослые люди по – разному относятся к поглаживаниям различных видов, и крайне важно для консультанта фиксировать на этом внимание клиента, учить воспринимать их с правильной стороны [5].
Немаловажным является уметь структурировать свое и чужое время, который предложил Э. Берн:
- Уход (общение с собой в момент пребывания в социуме);
- Ритуалы (социально запрограммированное упорядочивание времени);
- Времяпровождение (серия простых, полуритуальных дополнительных транзакций);
- Деятельность (организация времени путем обработки внешней информации);
- Игры (скрытые транзакции, часто сопряженные с манипуляциями, с четко определенным и предсказуемым исходом);
- Интимность (взаимная отдача без поиска выгоды).
Игра – серия следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с чётко определённым и предсказуемым результатом, в котором заинтересован тот или иной игрок [3, 4, 5]. Цель игры – достижение определенного эмоционального состояния, и чаще всего именно негативного. Примеры игр – «Должник», «Если бы не ты» и т.д [2].
При участии в играх часто один из людей травмируется – после остаются неприятные, рэкетные чувства. Рэкетом называют процесс использования рэкетных чувств для влияния на других людей [5]. Излишнее количество накопленных рэкетных чувств приводит к психосоматическим заболеваниям. Поэтому именно на играх и рэкетных чувствах будет сконцентрировано внимание консультанта, который работает с позиции транзактного анализа. Следует остановиться на данном аспекте подробнее.
В первую очередь крайне важно, чтобы консультант действительно был специалистом. Чтобы стать таким, необходимо для начала найти наставника на ближайщие 5 – 7 лет, мастера транзактного анализа, который имеет рекомендации от Европейской или Международной Ассоциации Транзактного анализа. После необходимо самому пройти терапию методом транзактного анализа уже у другого мастера длительностью более 150 ч индивидуальной работы [4, 5]. При этом нужно не забывать посещать различные семинары и изучать новые методики транзактного анализа – иначе стать хорошим специалистом не получится.
Описание и анализ индивидуального психологического консультирования.
Важным в такой форме консультации является стремление клиента к личностному росту. Обязательно происходит обращение и к прошлому, и к будущему, одинаковое количество времени уделяется интеллектуальным и эмоциональным аспектам [6]. Новые модели поведения проходят апробацию в 2 этапа: отработка их на взаимоотношениях с консультантом, и только затем вне стен кабинета.
Формат работы строится в зависимости от типа контракта, который устанавливают клиент и консультант (направленный на коррекцию или на личностный рост) [4, 6, 7]. В первом случае работа направлена на чувства и поведение клиента, которые ему не нравятся в настоящий момент, во втором – на продолжение работы после того, как негативные симптомы прошли.
В данном случае необходимо использовать активное слушание с позитивными поглаживаниями – это благотворно влияет на увеличение у клиента уверенности в себе и желания продолжать работу над собой, активизирует ресурсы. Консультанту следует поддерживать у клиента проявление таких черт, как искренность, ответственность, храбрость.
Транзакции консультант в лучшем случае направляет ко всем трем эго-состояниям клиента: позволяет Взрослому проводить творческий анализ, Ребенку – быть чувствительным и эмоциональным, Родителю – поддерживающим защитником [6].
Выделяют 4 вида терапевтического вмешательства в консультации [3, 4, 5]:
- Деконтаминация (определение структуры личности, выявление эго-состояний),
- Рекатексис (перемещение психологической энергии),
- Прояснение (достижение контроля поведения со стороны Взрослого эго-состояния);
- Переориентация (изменение жизненного сценария и восприятия жизни в сторону “я – о’кей, ты – о’кей”).
Осуществление деконтаминации и рекатексиса возможно только тогда, когда клиент научится диагностировать эго-состояния различными способами.
Отдельное внимание стоит уделить рэкетным чувствам [4] – проверить их наличие, обсудить варианты избавления от них, а затем помочь клиенту снять напряжение.
Работа в данном направлении может затянуться не на один сеанс, так как иногда такие чувства копятся годами.
В настоящее время часто в консультации используют групповую форму работы.
Начать такую форму консультации следует с разъяснением для клиентов структуры личности в транзактном анализе, небольшой отработке навыков различения способов поведения всех эго-состояний и усиления функции Взрослого. При этом полезно использовать диаграммы.
Работа в терапевтической группе строится по принципу гештальт – терапии «здесь и теперь», но при этом практически в любой транзакции между участниками отражаются факты из прошлого. Поэтому работа в группе позволяет проработать проблемные области, дает обильный материал для анализа. Каждый участник такой формы работы приобретает новый опыт [5], а также, под руководством консультанта, может выявить свой негативный сценарий.
При этом сам консультант обязательно должен отслеживать свои психологические потребности и состояние, соблюдать правильное соотношение своих эго-состояний: Родитель защищает и заботится, Ребенок радуется и творчески мыслит, а Взрослый анализирует и предоставляет информацию. Иначе терапии не получится, а клиенты могут выйти после консультации травмированными.
Во время работы в терапевтической группе важно уделять внимание следующим компонентам:
1) стремление клиентов к здоровью;
2) Оказание воздействия на участников;
3) Правильное поведение консультанта;
4) Прошлый опыт участников.
Терапевты в групповом процессе применяют как свою интуицию, так и формализованные приёмы.
Вывод. Таким образом, подход к психологическому консультированию с позиции транзактного анализа является эффективным, решает широкий спектр вопросов и может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. При этом крайне важно, чтобы квалификация консультанта была высокой.
***
- Антонова Н.В. Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.В. Антонова [и др.]; под редакцией Н.В. Антоновой, Н.Л. Ивановой. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 370 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, Прогресс, 1985
- Берн Э. Трансактный анализ в группе. М, Лабиринт, 1994.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб, Братство, 1992.
- Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб., 2001.
- Макарова Г.А. Лекция по применению трансактного анализа в психологическом консультировании / Г.А. Макарова // Научно-практический журнал "Вопросы ментальной медицины и экологии", т. VIII, №2, 2002.
- Родермель Т.А., Капущак И.В. Психологические проблемы виктимного клиента и психологическое консультирование с элементами коучинга.///: Annali d’Italia (Italy’s scientific journal) is a peer-reviewed European journal covering top themes and problems in various fields of science. VOL.3 2020 (7).- С.-65-69.
- Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ. СПб, Соц.-психол. центр, 1996.
- Чусовитин А., Родермель Т.А., Психологическое консультирование сотрудников пенитенциарной системы, испытывающих виктимность / А. Чусовитин, Т.А.Родермель //: Znanstvena misel journal The journal is registered and published in Slovenia. - №42, (VOL. 3)- 2020. - С 52-56.
Комментарии
Добавить комментарий