Гребенникова Ольга Владимировна кандидат психологических наук, доцент Психологический институт РАО, Институт Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ г.Москва, Россия
Общение - это совершенно необходимое условие для людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Наш век характеризуется изобилием новых форм общения, большинство из которых связано с виртуальными технологиями. Благодаря сотовой связи и появлению глобальной компьютерной сети - Интернет, изменился характер взаимодействия между людьми. Расстояние перестало иметь для общения принципиальное значение. При этом, в схему коммуникаций: «человек - человек», добавилось новое звено - компьютер. Возрастание роли виртуального общения в жизни каждого человека не могло не отразиться на психическом, социальном и эмоциональном уровне их развития.
Виртуальное общение, а в частности общение в социальных сетях, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от реального:
- Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.
- Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.
- Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
- Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
- стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения [2].
Здесь две основные проблемные области - особенности познавательных процессов, опосредованных сетевыми ресурсами и специфика общения людей, склонных к долговременному нахождению в искусственной среде и взаимодействию с виртуальным собеседником. В подростковом возрасте человек обладает наибольшей чувствительностью к влиянию информационных и коммуникационных технологий. Захват социальными сетями внимания подавляющего большинства подростков ставит проблему влияния виртуального общения на способность полноценно общаться в реальной жизни.
Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.
В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью [1].
Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. В виртуальной среде можно быть, кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира.
Виртуальное общение обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.
Пользователи с серьезными психологическими проблемами могут пойти по «простому» пути, избрав виртуальное общение как основное. Таким образом, они только усугубляют свои проблемы. Типичная ситуация: подросток не умеет общаться, заводить друзей, и испытывает непреодолимую робость в общении с представителями противоположного пола. И тут на помощь приходит Интернет. Место, где подростку рады, и где он с легкостью найдет единомышленников, друзей или, на худой конец, просто собеседников.
Разумеется, возможны как положительные, так и отрицательные психологические последствия появления Интернета для образовательной среды в школе. Рассмотрим особенности Интернета, которые могут вызывать психологические последствия [3].
- Интернет обширен. Интернет - это среда, в которой нет границ (национальных, социальных, географических). Учащийся, находясь в контакте с такой средой, сталкивается с разнообразнейшими фактами и мнениями, о существовании которых он мог и не подозревать; он знакомится со сверстниками за рубежом и в других городах, имеет возможность задать вопросы и с несравнимой с другими способами получения информации скоростью добыть ответ на различные интересующие его темы, не вставая с места, например: а как там учатся, кто и где? Это позволяет учащимся ощущать себя причастными к какому-либо сообществу, развивает способность к децентрации.
- Интернет безопасен. Общение не несет в себе агрессивного невербального компонента, а вербальных оскорблений гораздо меньше. Они, конечно же, присутствуют, но на многих сайтах с этим успешно справляются. Это удовлетворяет базовую потребность в безопасности.
- В Интернет нет централизованной цензуры: можно написать то, что хочется, высказать свое мнение. Это позволяет чувствовать себя раскованным в общении, интересным для других, компетентным. Ребенок или взрослый всегда может найти тот круг общения, в котором он будет выглядеть именно так. Это удовлетворяет потребность в принятии, дружеском расположении, позволяет безопасно выражать свою индивидуальность.
- Интернет безличен. Человек может обладать множественной идентичностью, превращая в миф ранее неизменное выражение: одна личность - одно тело (и соответственно пол). За счет этого качества может происходить компенсация деструктивных наклонностей личности, поскольку есть возможность отыграть сценарий, который невозможно реализовать в жизни.
- Интернет как фактор дополнительной мотивации. Поиск и нахождение информации, подчас уникальной, позволяет ученику углубляться в предмет, что делает его привлекательнее. Часто возникает «эффект потока», когда поиск информации превращается в самоцель. Вызывает трансовое состояние.
- Интернет прост. Его использование доступно даже для детей младших классов.
- Интернет современен и доступен. Обучение информационным технологиям, постоянное повышение качества обслуживания и простота доступа увеличивает возможности учащегося занять достойное место в современном мире. То есть быть уверенным в себе.
Недостаточная сформированность коммуникативных умений нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, к проявлениям агрессии или, наоборот, к пассивности, бездеятельности, равнодушию по отношению к просьбам и потребностям других.
Преимущества виртуального общения над реальным общением:
- отсутствие необходимости совершать длительные переезды к месту проведения;
- колоссальная экономия времени, сил и денег; • возможность принимать участие одновременно в нескольких форумах/чатах и т.п.;
- отсутствие физического контакта с оппонентами исключает возможность применения физической силы в спорных ситуациях для достижения необходимых результатов;
- период проведения общения не имеет жестких временных рамок; Недостатки виртуального общения:
- необходимо наличие компьютера или любого другого устройства с выходом в Интернет, электронного почтового ящика, регистрации на сайте, а также элементарных знаний по использованию программного обеспечения;
- частое отсутствие визуального представления о собеседниках в виду их нежелания выставлять свои фото на всеобщее обозрение [4].
При реальном общении есть возможность не только улавливать взгляд собеседника, но также и заметить некоторые другие качества, например, такие как теплота или холодность человека. Есть возможность почувствовать человека физически, например, с помощью рукопожатия, похлопывания по плечу, обнимания или прикосновения к руке. Такие контакты упрощают общение, помогают лучше понять собеседника.
Хотя программные средства для общения с другим человеком через Интернет хорошо развиты, Виртуальная реальность по-прежнему остается лишь на экране, и нельзя составить полное, целостное впечатление, разговаривая с другим человеком на большом расстоянии. Это кажется искусственным, роботизированным, и в конечном итоге можно не найти контакта с человеком на другом конце, чувствуя отсутствие чего-то, что невозможно определить через монитор компьютера.
Таким образом, реальное общение лицом к лицу более оживленное и интересное. Можно поговорить с человеком по душам, возможно, стать друзьями или партнерами. Главное - излучать позитив и найти общие интересы при живом общении с человеком. Все это отсутствует в виртуальном общении. Хотя благодаря современным технологиям возможность проведения беседы в Интернете работает отлично, тем не менее, иногда можно упустить что-то большее, что могло бы удовлетворить собеседника целиком и составить такое же полноценное впечатление, как при живом общении.
Литература
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. – М.: Дашков и Ко, 2004. 117 с.
- Минаков А.В. «Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности» http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov (дата обращения: 08.01.2021).
- Особенности виртуального общения. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7969-2013-05-25-00-40-20 (дата обращения: 08.01.2021).
- Причины обращения к виртуальному миру (с корректировками) http:// polina-kch.narod.ru/reasons.htm (дата обращения: 08.01.2021).
Комментарии
Добавить комментарий