Платонова Наталия Алексеевна Костромской государственный университет Кострома, Россия
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION
Keywords: psychological and pedagogical support, inclusive education, educational institution, children with disabilities.
На сегодняшний день, вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровьях стоит особенно остро. Это связано с тем, что возникло большое количество вопросов, связанных с социализацией и дальнейшим трудоустройством такой категории граждан. Для детей с ОВЗ должны быть созданы специальные условия, которые позволяли бы им полноценно участвовать в социальной жизни коллектива, общества, а также позволяли бы им получать образование [1].
В современной педагогике для обозначения совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья используют термин инклюзивное образование. Инклюзивное образование, в общепринятом смысле, это образовательный процесс, который подразумевает под собой доступное образование абсолютно для всех. Его используют для обозначения образовательного процесса, в котором дети с особыми потребностями посещают обычные общеобразовательные организации. В основе данного вида образования заложена идея о том, чтобы исключить какую-либо дискриминацию по отношению к детям с ОВЗ, то есть создать для таких детей доступное образовательное пространство, которое позволило бы получать детям с ОВЗ образование наравне с другими детьми. Данный термин является современным и помогает решать проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья исходя из их нужд.
Инклюзивное образование невозможно без комплексного включения в образовательный процесс всех специалистов медицинского, психологического, педагогического, логопедического профилей. На данный момент в психологии, педагогике, системы образования в целом всё чаще фигурирует термин психолого-педагогическое сопровождение.
Термин психолого-педагогическое сопровождение появился в отечественной литературе в середине 90-х годов XX века. Этот процесс выступает условием для успешного обучения и сохранение психологического здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная деятельность необходима для того, чтобы оказать помощь детям в решении проблем, связанных с их индивидуальными особенностями, в жизненном самоопределении в формировании межличностной коммуникации и обучении.
Основные положения, принципы и идеи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ связаны с особенностью взаимодействия между участниками данного процесса [3].
Целью данного процесса является – обеспечение наилучших условий обучения, развития, воспитания, опираясь на его индивидуальные особенности. Эта цель достигается путем создания условий для развития определенных личностных качеств и личностных установок, соответствующие требованиям общества для того, чтобы обеспечить достойное качество жизни индивида, его успешной адаптации, реабилитации и личностному развитию ребёнка в обществе.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: • оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей [2].
Сущность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в комплексной психологической поддержке ребенка, родителей и педагогов в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации со стороны педагога-психолога.
Основными направлениями педагога-психолога в системе психолого-пе- дагогического сопровождения являются: • Психолого-педагогическое сопровождение развития и обучения детей с ОВЗ;
- Психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива; помощь и поддержка педагогического коллектива
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей или лиц, их заменяющих.
Работа педагога-психолога в образовательном учреждении по психологопедагогическому сопровождению включает в себя:
- Диагностическую деятельность – выявление особенностей психического развития обучающихся, соответствия уровня развития умений, навыков и знаний, а также личностных и межличностных образовании согласно возрасту детей. Данная деятельность включает в себя первичное обследование, после которого педагог-психолог составляет заключение, в котором записаны те нарушения, которые он смог обнаружить. Также происходит разработка рекомендаций для родителей и педагогов, для решения данных проблем.
- Коррекционно-развивающую работу – включает в себя коррекционную и развивающую работу с младшими школьниками, как групповую, так и индивидуальную. Данная работа позволяет в комплексе с другими специалистами скорректировать нарушения в развитии у детей с умственной отсталостью. Роль педагога-психолога заключается в том, что он развивает высшие психические функции у обучающихся с ОВЗ;
- Консультационную деятельность - заключается в помощи при решении проблем, с которыми обращаются педагоги, обучающиеся и родители;
- Просветительскую деятельность – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре;
- Организационно-методическая деятельность – разработка и использование развивающих программ для обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей;
- Психопрофилактика – предупреждение возможных осложнений у обучающихся.
При работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ, важно соблюдать определенные общие принципы и правила. К ним относятся: индивидуальный подход к каждому обучающемуся, предотвращение утомления детей, использование только тех методов, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают у них необходимые навыки, снимают мышечные спазмы. Так нельзя забывать о педагогическом такте, важно поощрять за успехи и помогать если возникают трудности, верить в каждого обучающегося [5].
В образовательном учреждении, для обучающихся с особыми потребностями, подходят такие методы и приемы в работе, которые позволяют справляться с проблемами в развитии, повышают работоспособность, улучшаю память, внимание, восприятие, помогают в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, поскольку многие имеют проблемы с познавательными процессами. В коррекционной работе особенно подходящими является сказкотерапия, песочная терапия, рисуночная терапия. А использование методов арт-терапии помогает раскрыть способности каждого ребёнка и избавляют его от страхов и внутренних конфликтов [3].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения, характеризуется определенными принципами [3]:
- Системность – характеризуется оказанием помощи психолого-педагогического характера для детей, педагогов и родителей.
- Комплексность – проявляется в том, что каждому из участников психолого-педагогического сопровождения оказывается комплексная помощь, которая охватывает все сферы деятельности ребенка, помогает определить успешность обучения.
- Приоритетность особых потребностей ребенка – выявление причин, с которыми связаны затруднения ребенка. Знания и учет его потребностей позволяют решать все возникающие проблемы обучающегося.
- Непрерывность – выражается в том, что ранняя диагностика возможностей и способностей обучающегося с ОВЗ, а также психолого-педагогическое сопровождение происходит на период всего обучения.
Необходимо отметить тот факт, что широкое применение психолого-педагогического сопровождения рассматривается как одна из составляющих системы образования. Потому что, благодаря ему происходит решение одной из задач коррекционного образования, а именно поиск оптимальных путей развития детей, имеющих трудности в развитии. Реализация этой задачи осуществляется комплексно и с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Список литературы
- Андреева Л.В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор / Л.В. Андреева, Д.И. Бойков, Е.Ф. Войлокова, Ю.Г. Елизарова, В.З. Кантор, С.В. Кудрина, Л.В. Лопатина, Л.В. Матвеева / Под ред. акад. Г.А. Бордовского. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 168 с.
- Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
- Ботова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения / О.А. Ботова // специальная психология. 2010. № 1. С.4-8.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / О.С. Газман // Директор школы. 2007. № 3. С. 51-58.
- Закрепина А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Закрепина // Дошкольное воспитание. 2011. № 4. С. 94-101.
- Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» / Е. Казакова // Лидеры образования. 2004. №9-10. С. 95-97.
- Сластенин В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2013. – 576 с.
Комментарии
Добавить комментарий