Метаморфозы социальной идентичности в современном технологическом обществе

Разделы психологии: 

Гребенникова Ольга Владимировна кандидат психологических наук, доцент Психологический институт РАО, г.Москва, Россия

В современном технологическом обществе в процессе социализации происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности современного человека, социально-психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе.

Развитие технологий, социальных сетей, мультикультурализм и транзитивность становятся важными факторами, детерминирующими личностное развитие детей и подростков. Психологическим следствием влияния этих факторов является усиление личностной, персональной составляющей идентичности, а также повышение значимости и актуализация такого важного психологического качества как субъектность [6; 2, 3; 5].

Это актуализирует проблему выбора для личности - выбор группы идентификации, источников информации, индивидуальной стратегии построения идентичности, выбор траектории построения собственного жизненного пути и стиля жизни, обеспечивающего баланс индивидуализации и социализации, который способствует личностному развитию и возможности самореализации личности.

Проблема социализации современных подростков и молодежи тесным образом связана с проблемой становления идентичности. Идентичность сегодня - это не только трансдисциплинарное понятие, являющееся связующим звеном между психологией и смежными областями социогуманитарного знания, но также термин, интегрирующий знание внутри психологии, включая исследование структур личного, социального, культурного и индивидуального поведения [2].

Идентичность рассматривается не как сумма всех идентификаций личности, а как результат отбора, структурирования и переконструирования наиболее значимых идентификаций. Н.С. Полева отмечает, что идентичность является сложной динамической структурой, которая подлежит постоянной верификации, что особенно важно в ситуации транзитивности [7].

Существует великое множество дефиниций понятия «идентичность» в различных психологических школах. Понятие идентичности становится популярным в психологии с 70-х годов XX века. Оно дополняет, уточняет, а иногда и заменяет собой принятые и устоявшиеся понятия «Я-концепция», «образ-Я», «самость» и другие.

Впервые понятие «идентичность» детально рассмотрено в работе Э. Эриксона «Детство и общество» (1950). С точки зрения психологии, как позднее пишет Э. Эриксон в своём труде «Идентичность: юность и кризис», «формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения, процесс, протекающий на всех уровнях психической деятельности, посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии, в то же время он оценивает их суждения о нём с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с типами, значимыми для него» [8, с. 31-32]. Данный процесс протекает чаще всего подсознательно, постоянно меняясь и развиваясь. Изменения происходят по мере того, как расширяется круг лиц, значимых для индивида: «от матери до всего человечества», то есть с самого рождения и до смерти.

Дж. Марсиа, развивая идеи Э. Эриксона, определил идентичность как структуру эго – внутреннюю, самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории.

Процесс формирования идентичности индивидуума на протяжении всей его жизни предполагает появление новых идентификаций. Базисом типологии основных стратегий идентификации и формирования идентичности выступает выбор дифференцированных объектов идентификации, по которым можно сказать, направлен ли человек на Осознание своей уникальности, поиск и реализацию личностных смыслов. Как правило, выделяют две основные стратегии идентификации: стратегия личностной идентичности и социальной.

Первая стратегия, по мнению Д.А. Леонтьева, подразумевает постепенное преобладание личностной составляющей над социальной, увеличение самостоятельности, отождествление себя как автономной личности. Согласно теории Э. Фромма, под стратегией личностной идентичности понимается самоидентичность - формирование концепции своего Я, собственной системы ценностей, картины мира. Для идентификации со своим собственным Я, отождествления себя как отдельной единицы требуется наличие у личности высокого уровня рефлексивности и селективности, умение устанавливать границы между Я, «мое» и не-Я, «не мое». Это делает возможным отделять себя от других, избавляться от различных форм симбиотических зависимостей, а также расширять свои границы, добавляя к своему собственному Я только находящие у него отклик компоненты, что в результате обеспечивает тождественность самому себе [7].

При выборе группы в качестве объекта идентификации доминирующей становится стратегия социальной идентичности. Выбор человеком групп и ролей в качестве объектов идентификации оказывает непосредственное влияние на отождествление себя с ними. Стратегия социальной идентичности находит отражение в описаниях себя как личности, когда представления о себе формируются, исходя из того образа Я, который видят другие. Такие социальные представления о себе зависят от коммуникативной ситуации.

Согласно Д.А. Леонтьеву, именно они создают лабиринт идентичностей человека. Данная стратегия грозит частичным или полным отказом человека от собственного Я. Подобный отказ Э. Фромм определял понятием «бегство от свободы». стремление человека идентифицировать себя с группой приводит к утрате своего собственного Я и слиянию со спасительным Мы [7].

По мнению большинства исследователей - Deaux, Brown J. & Smart S., Stryker S., работавших в данной парадигме, - социальная идентичность является результатом самоидентификаций человека с различными социальными категориями и вместе с личностной идентичностью – важным регулятором социального поведения. Идея о существовании двух аспектов идентичности, которые ориентированы и на социум, и на уникальность человека, наиболее полно воплотилась в теории социальной идентичности А. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера [9].

Идентичность, или «Я-концепция», представляется в данных теориях как когнитивная система, которая регулирует поведение человека в разных условиях. Эта система включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Под личностной идентичностью понимается самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Под социальной - принадлежность человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу, группе и т.д. По мнению А. Тэшфела, личностная и социальная идентичности являются двумя полюсами, при этом на первом находится поведение, определяемое личностной идентичностью, на втором - определяемое социальной идентичностью. Типичное поведение, как отмечает учёный, расположено между этими двумя полюсами.

Г. Брейкуэлл полагает, что личностная и социальная идентичности взаимосвязаны, то есть эти идентичности не представляют собой различные виды одной идентичности, а выступают в качестве разных точек в процессе развития второй (социальной). Согласно А. Тэшфелу, достижение идентичности возможно с помощью развития личностной идентичности и формирования социальной идентичности. Чтобы приспособиться к различным ситуациям, Я-концепция способна регулировать поведение человека, по очереди подчёркивая Осознание одной или другой идентичности. Дж. Тернер развил идею биполярности и ввёл термин «социальная категоризация», который является одним из важных и понимается как система ориентаций, определяющая конкретное место человека в социуме. Дж. Тернер предлагает рас- сматривать три иерархизированных уровня процесса самокатегоризации [4]:

  1. Уровень категоризации себя как человеческого существа.
  2. Самокатегоризация себя как члена социальной группы (уровень социальной идентичности).
  3. Личностная самокатегоризация (уровень персональной идентичности).

Исследования, прежде всего второго уровня, показывают, что Тернер понимал под социальной идентичностью общую сумму личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции [1].

Г. Брейкуэлл также отмечает социальное происхождение идентичности, причем она относит личностную идентичность на второй план, а социальную – на первый. Взаимодействуя с социумом, человек познает себя. Категории социальной идентичности и социальных ролей, которые человек усваивает, помогают: а) сформировать структуру личностной идентичности; б) оценить элементы содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Поэтому личностная идентичность, согласно Г. Брейкуэлл, выступает продуктом социальной идентичности, но, как отмечает автор, если личностная идентичность сформирована, то именно она оказывает активное влияние на социальную.

Ч.Х. Кули считал, что человек формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, благодаря чему создаёт своё «зеркальное Я», состоящее из трёх элементов:

  1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
  2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
  3. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Дж. Мид придерживался того же мнения, что и Ч.Х. Кули, полагая, что «Я» - социальный продукт, который формируется, исходя из взаимоотношений с другими людьми. Дж. Мид утверждал, что, рождаясь, человек не имеет идентичность, она возникает в результате его социального взаимодействия с другими людьми. По его мнению, возникает она только в том случае, когда индивид включается в социальную группу, общается с членами этой группы.

Таким образом, неопределенность и изменчивость связаны с нарушением целостности идентичности - как ее отдельных частей, так и временной перспективы, а также, предположительно, увеличивают гетерохронность психологического хронотопа именно в мультикультурном, а не в монокультурном пространстве. Множественность ограничивает выбор группы идентификации и пространства социализации. Данные «вызовы» транзитивности, стоящие перед современным обществом, настолько усложняют ситуации, что критически исключают возможность поиска рациональных стратегий построения адекватных моделей социализации и личностного развития.

Статья выполнена в рамках госзадания, ААА-А -А19-119012990181-0.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

10 сен 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Гребенникова О.В. «Метаморфозы» социальной идентичности в современном технологическом обществе // Наука и инновации - современные концепции: Сб. научных статей по итогам работы Междунар. научного форума. Москва, 10 сентября 2020 г. / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – М.: Инфинити, 2020. – С. 74-78.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки