Калинина Наталья Валентиновна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва, ул. Садовническая, 33 стр.1.
Ключевые слова: семья, приемное родительство, ценностные ориентации, родительские установки
THE VALUE OF HAPPY FAMILY LIFE AND THE PARENTAL INSTITUTION OF FOSTER PARENTS
Kalinina Natalya Valentinovna - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Psychology of the Federal State Educational Institution of Higher Education “Russian State University named after A.N. Kosygina (Technology. Design. Art) ", Moscow, st. Sadovnicheskaya, 33 building 1.
Keywords: family, adoptive parenting, value orientations, parental attitudes
Семья является важнейшим социальным институтом как для всего общества, так и для каждой отдельной личности. С позиции общества семья выступает регулятором социализации, обеспечивает социальную адаптацию. С позиции отдельной личности, семья воспринимается как обитель любви и защиты, фактор обеспечения чувства «мы». Несмотря на то, что традиционные ценности семьи сегодня подвергаются нападкам и претерпевают изменения, стремление создавать полноценную семью по-прежнему свойственно для большинства представителей нашего общества.
Особенную, непереоценимую роль семья играет в жизни ребенка. Многочисленными исследованиями доказано определяющее значение семьи в когнитивном развитии и личностном становлении, в обеспечении психологического здоровья и социализации [2,4]. Однако для Российской действительности острой социальной проблемой остается воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство стремится к решению этой проблемы, осуществляя воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях. Как показывают исследования [1,3,5], содержание ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям в его развитии и далеко не всегда могут быть предоставлены условия для компенсации последствий депривации, а это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка. Выходом из создавшейся ситуации может быть развитие института приемной семьи.
Государство стимулирует процессы расширения института приемной семьи. Благодаря ряду принятых мер стимулирования приема детей в семьи, интерес к усыновлению сегодня возрастает. Однако, прием ребенка в семью – это большая ответственность и не каждый может справиться с задачей принятия ребенка. К сожалению, сегодня отмечается рост запросов на отмену усыновлений/удочерений. В связи с этим, актуальной психологической задачей становится выявление дескрипторов готовности кандидатов в приемные родители к принятию ребенка, выполнению сложной родительской роли.
Мы считаем, что базовые дескрипторы готовности к приемному родительству относятся к ценностно - смысловой сфере личности. Именно включенность ценности счастливой семейной жизни в смысловые конструкты личности позволяет обеспечивать встречное движение интересов взрослых, стремящихся к созданию полноценной семьи с детьми и детей, испытывающих искреннее желание обрести любящих родителей.
В данном контексте в магистерской диссертации Аракчеевой Е.С., выполненной под нашим руководством, была предпринята попытка исследования жизненных ценностей и особенностей родительских установок у кандидатов в приемные родители. В исследовании приняли участие 66 взрослых людей – мужчины и женщины, в возрасте от 19 до 45 лет, проживающие на территории Москвы, имеющие среднее или высшее профессиональное образование. Все респонденты выразили желание взять на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Исследование проводилось с использованием методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича и методики изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument – РARI) Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в адаптации Т.В. Нещерет.
Изучение ценностных ориентаций кандидатов в приемные родители показало, что для наибольшего количества приемных родителей, выразивших желание взять на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, важной жизненной ценностью является здоровье – 28%, на втором месте находится счастливая семейная жизнь (21% ), на третьем – любовь (17%), далее идут прочие ценности (13%), жизненная мудрость (11%), активная деятельная жизнь (10%). Данные свидетельствуют о том, что потенциальный приемный родитель считает, что наиболее важными частями полноценной жизни является здоровье, как физическое, так и психическое, счастливая семейная жизнь и любовь. Две последних ценности являются основополагающими качествами успешного приемного родительства.
На основе изучения ценностных ориентаций выборка была разделена на две группы. В группу 1 (39 респондентов, 59%) были внесены потенциальные приемные родители, для которых важной жизненной ценностью является критерий счастливой семейной жизни (СчСЖ). В группу 2 (37 респондентов, 56%) попали люди, для которых ценность «Счастливая семейная жизнь» не является приоритетной.
Результаты исследования показали следующее. Приемные родители, для которых счастливая семейная жизнь является важной ценностью, менее склонны создавать сверхбезопасную среду для ребенка. Это является важным фактором, так как многие взрослые стремятся создать для подопечного условия, в которых ему будет комфортно, забывая, что процесс воспитания включает в себя обучение ребенка навыкам взаимодействия с окружающим миром и людьми, решения возникающих проблемных ситуаций и умению брать на себя ответственность за свои поступки, что не представляется возможным осуществить в замкнутой «безопасной» среде.
Люди, ценящие счастливую семейную жизнь, в зависимости от сложившейся ситуации готовы проговаривать свои переживания, развивая эмоциональный интеллект ребенка, обучая его пониманию собственных эмоций и ощущений и умению с ними обращаться. Несмотря на склонность к более частым проявлениям реакций раздражения и вспыльчивости, они не склонны к излишней суровости и строгости к ребенку. Такие приемные родители стремятся обсуждать с подопечными происшествия, чаще ищут баланс между поощрением и наказанием, учитывая непростой прошлый опыт подрастающей личности.
У таких людей отсутствует акцент на выстраивании непререкаемого авторитета родителей. Приемные родители, для которых счастливая семейная жизнь является важной ценностью, предоставляют ребенку больше свободы, выстраивают более равноправные отношения между родителями и подопечным. Все это позволяет создавать атмосферу, благоприятно влияющую на развитие ребенка, его эмоциональный интеллект и формирование адекватного чувства ответственности за свои поступки. То есть, несмотря на главенство родителя в семье, всегда остается вариант допустить ошибку и извиниться, что обучает ребенка брать на себя ответственность за свои поступки и принимать свою неправоту, как способ получения нового опыта и возможность провести работу над ошибками.
Люди, ценящие счастливую семейную жизнь, не склонны подавлять сексуальность ребенка, что положительно отражается на процессе взросления ребенка и дальнейшем становлении его в сфере создания собственной семьи.
Для приемных родителей, для которых ценность счастливой семейной жизни не входит в ряд наиболее предпочитаемых ценностей, свойственно опасение обидеть ребенка. Они чаще склонны создавать безопасную среду, которая может создавать обстановку, где ребенок становится центральной и единственно важной фигурой. Одновременно с этим, такие родители более склонны к вербализации и проявлению суровости и излишней строгости к ребенку, то есть формированию беспрекословного авторитета со стороны родителя. Это негативно отражается на процессе формирования взрослой самодостаточной личности, которая в последующем не сможет самостоятельно разрешать проблемные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия с социумом. Такие условия препятствуют приобретению навыков необходимых для принятия в дальнейшем ребенком самостоятельных решений и готовности брать на себя ответственность сначала за себя, а в последующем за другого, в процессе социализации, профессионализации, построения карьеры и создания собственной семьи.
У этой группы приемных родителей отмечена тенденция к недостаточности ощущения внимания со стороны отца в процессе воспитания детей и к неудовлетворенности ролью хозяйки дома, со склонностью матери к заниманию доминирующей позиции. Кандидаты, для которых счастливая семейная жизнь не является значимой ценностью, считают себя более ограниченными обязанностями заботы о семье. То есть для них семья является своего рода рамками, не позволяющими в полной мере реализовываться в жизни и ухудшающими качество жизни. С одной стороны это говорит о смещении функции воспитания ребенка в сторону матери, что может приводить к усталости и ускорению эмоционального выгорания родителя (матери). С другой стороны, это является очень важным фактором при развитии личности, которая в последующем будет повторять модели поведения, которые были заложены в родительской семье. Это может привести к избеганию исполнения роли отца со стороны мужчины, или вытеснении отца из семьи со стороны женщины. А также формированию ощущения ненужности создания собственной семьи-ограничителя.
Значимых различий по параметрам «Чрезмерная забота, установление отношений зависимости», «Преодоление сопротивления, подавление воли», «Ощущение самопожертвования в роли матери», «Семейные конфликты», «Подавление агрессивности», «Уклонение от контактов с ребенком», «стремление ускорить развитие ребенка» не отмечается. Полученные результаты показывают значимость ценности счастливой семейной жизни для детерминации конструктивных родительских установок и готовность родителей с предпочтением этой ценности к осознанному приемному родительству. Они могут быть использованы в диагностической и развивающей работе с кандидатами в приемные родители.
Литература
- Большакова Л.Н. Социально-психологическая Адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. к.п.н. Яр.: 2004. 27 с.
- Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000 256 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: психология сиротства. СпБ.: Питер, 2005. 400 с.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Соломатина Г.Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи // Вопросы психологии. 2008. № 6 С. 76-82.
Комментарии
Добавить комментарий