Разделы психологии:
Суркова Лариса Валерьевна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и здоровья Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, г. Москва, РФ.
Ключевые слова: физическое воспитание, личностный подход, оздоровительная гимнастика, цифровизация образовательной среды, дистанционное обучение.
PROBLEMS OF IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS
Surkova Larisa Valeryevna - Senior Lecturer, Department of Physical Education and Health, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) under the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Keywords: physical education, personal approach, wellness gymnastics, digitalization of the educational environment, distance learning.
Актуальность проблемы физического воспитания в вузах студентов, по состоянию здоровья занимающихся в специальных медицинских группах (СМГ), в настоящее время затрагивается в большом количестве работ специалистов самых разных областей знаний (медиков, педагогов, психологов, социологов и др.). При этом подчеркивается острая необходимость оптимального решения этой проблемы путем поиска и включения в учебный процесс новых инновационных технологий и методов, модернизации и совершенствования всего процесса физического воспитания студенческой молодежи [4; 7].
Сегодняшний процесс обучения в вузе требует от студентов значительного напряжения всех психофизиологических и физических возможностей. Это влечет за собой, с одной стороны, проявление и обострение имевшихся ранее недугов, с другой стороны – к разбалансировке адаптационных механизмов организма и появлению различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья. Одно из первых мест в этом процессе занимают различного рода нарушения опорно-двигательного аппарата.
Важнейшую роль и место в противостоянии этим негативным процессам большинство специалистов отводят физической культуре, в частности, оптимальной двигательной активности, как одному из естественных факторов оказывающих положительное влияние на адаптационные механизмы организма, физиологические и иммунологические константы и, в целом способствующих укреплению здоровья.
Эффективность занятий физической культурой в СМГ должна определяться, в первую очередь, оздоровлением организма, степенью коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, повышением умственной и физической работоспособности организма, устойчивости и выносливости к различным неблагоприятным факторам.
В современных тенденциях совершенствования процесса физического воспитания студентов СМГ следует отметить два направления, имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение в повышении эффективности занятий физической культурой.
Одно из них – внедрение личностно-ориентированного содержания физкультурной деятельности. В процессе личностно-ориентированного обучения важно предоставить каждому студенту возможность в полной мере реализовать себя и получить максимум пользы от занятий физической культурой с учетом его функционального состояния, способностей, интересов, предыдущего опыта, ценностных ориентаций.
К сожалению, часто для учебных занятий по физической культуре характерно отсутствие разнообразия используемых средств и методов физического воспитания, не учитывающих потребностей и ценностных приоритетов самих студентов, что значительно снижает мотивацию к регулярным занятиям. Личностно-ориентированный подход нацелен на расширение арсенала методов и средств физической культуры, на использование физических упражнений, приспособленных к индивидуальности студента, развитию его ценностных ориентаций. При их разработке учитывается уровень физической подготовленности, особенностей отклонений и нарушений в организме каждого студента [2].
Другим важным направлением совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов СМГ является разработка и внедрение новых средств и методов, современных инновационных эмоционально-привлекательных программ, которые направлены на профилактику, оздоровление и совершенствование физического состояния студентов. При этом, значительное предпочтение отдается включению в занятия физической культурой не отдельных упражнений, а создание комплексов, построенных на сочетании элементов из самых разнообразных видов (традиционных и нетрадиционных) физической культуры [4].
На кафедре «Физическое воспитание и здоровье» РАНХиГС на занятиях физической культурой со студентами СМГ, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, в частности, в опорно-двигательном аппарате, используются специально разработанные комплексы физических упражнений. В комплексы в различных сочетаниях включены физические упражнения из арсенала общей физической подготовки, лечебной физической культуры, нетрадиционных видов оздоровительной физической культуры (элементы стретчинга, хатха-йоги, дыхательная гимнастика, система упражнений пилатеса). В последние годы, в связи с появлением и расширением возможностей, в программу учебных занятий по физической культуре студентов СМГ все шире входит плавание и выполнение различных физических упражнений в воде (гимнастика в воде). Предварительные результаты использования комплексов на занятиях в СМГ показывают, что они являются весьма эффективным средством коррекции ряда отклонений и нарушений в организме студентов [7].
Прошлый, 2020, год внес существенные изменения в систему высшего образования. Введенный в связи с эпидемией коронавируса (COVID-19) режим самоизоляции, противоэпидемические и профилактические меры заставили по новому взглянуть на некоторые проблемы повышения эффективности физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, многое изменить в системе построения учебных занятий. На кафедре «Физическое воспитание и здоровье» была введена система дистанционного обучения.
Следует отметить, что цифровые технологии в образовательной среде, в том числе и на занятиях по физической культуре, используются в нашей стране уже на протяжении нескольких лет. Они являются инновационным способом преподавания и создания ученых материалов, а также инструментом формирования новой образовательной среды. Цифровизация образования предполагает ряд направлений, в том числе развитие дистанционного обучения; расширение спектра и качества массовых открытых онлайн курсов (в частности по физической культуре); внедрение нового образовательного контента (программ, материалов). В системе дистанционного обучения учебные материалы представляются в электронном виде и выкладываются на веб-сайте. Учебные материалы могут включать в себя тексты лекций по предмету, практические задания, интерактивные тесты, итоговые задания и т.д. Обучающийся может зайти на форум своей учебной группы, вступить во взаимодействие с преподавателем, получить консультации. Преподаватель может осуществлять полный контроль за активностью обучающихся и общаться с ними по электронной почте, в форуме или при помощи иных технических средств связи [3; 6].
В системе дистанционного обучения существует синхронный и асинхронный способ передачи знаний от преподавателя к студенту. При синхронном способе есть возможность получения студентом знаний в онлайн режиме, когда преподаватель и студент общаются впрямую, используя интернет в качестве средства связи. Асинхронный способ заключается в самостоятельном выполнении заданий и изучении материала, представленного в печатном виде, на дискетах, СD, аудио-, видео- и других электронных носителях информации [1].
Конечно, система дистанционного обучения, по мнению многих авторов, далеко не идеальна, имеет свои плюсы и минусы. Имеющийся опыт дистанционного обучения студентов специальных медицинских групп крайне мал, недостаточно изучен и не позволяет, в настоящее время, делать какие либо окончательные выводы. Вместе с тем, предварительный анализ результатов позволяет предположить, что студенты специальных медицинских групп могут быть целевыми пользователями дистанционного курса, поскольку использование в курсе по физической культуре элементов дистанционного обучения при организации самостоятельной работы позволяет обеспечить индивидуальный подход и большую доступность для студентов СМГ. Кроме того, самостоятельная работа студентов с использованием дистанционного обучения может рассматриваться как педагогическая технология управления учебной деятельностью студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Однако дистанционное обучение в области физической культуры не может полностью заменить классических аудиторных занятий на базе вузов [1; 5; 6].
Литература
- Агеевец А.В. Перспективы использования дистанционной системы обучения при реализации образовательного процесса дисциплин по физической культуре и спорту / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 3-10.
- Белых С.И. Аксиологические основания построения личностно- ориентированного процесса физического воспитания студентов // «Теория и практика физ. культуры». 2017. № 11. С. 42-44.
- Бикмуллина А.Р. Применение электронных образовательных ресурсов по курсу «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре спорту» / А.Р. Бикмуллина, Е.В. Фазлеева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 12-20.
- Бондарь С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий: учеб.-метод. пособие. Ульяновск, 2007.
- Егорычев А.О. Организация самостоятельной работы студентов специального учебного отделения с применением дистанционного обучения / А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 152-158.
- Попова А.И. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине «физическая культура» / А.И. Попова, В.К. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. № 2 (15). С. 84-92.
- Суркова Л.В., Самоуков А.Ф. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе со студентами, имеющими нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата - учебное пособие / Л.В. Суркова, А.Ф. Самоуков. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 71 с.
Комментарии
Добавить комментарий