Проблемы совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп

Разделы психологии: 

Суркова Лариса Валерьевна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и здоровья Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, г. Москва, РФ.

Аннотация Рассмотрены основные направления совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Подчеркнуто значение личностно-ориентированного подхода в системе физического воспитания. Затронуты вопросы цифровизации, в частности, дистанционного обучения на занятиях по физической культуре.

Ключевые слова: физическое воспитание, личностный подход, оздоровительная гимнастика, цифровизация образовательной среды, дистанционное обучение.

PROBLEMS OF IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

Surkova Larisa Valeryevna - Senior Lecturer, Department of Physical Education and Health, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) under the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.

Abstract The main directions of improving the educational process of physical education of students of special medical groups are considered. The importance of the personality-oriented approach in the system of physical education is emphasized. The issues of digitalization, in particular, distance learning in physical education classes, are discussed.

Keywords: physical education, personal approach, wellness gymnastics, digitalization of the educational environment, distance learning.

Актуальность проблемы физического воспитания в вузах студентов, по состоянию здоровья занимающихся в специальных медицинских группах (СМГ), в настоящее время затрагивается в большом количестве работ специалистов самых разных областей знаний (медиков, педагогов, психологов, социологов и др.). При этом подчеркивается острая необходимость оптимального решения этой проблемы путем поиска и включения в учебный процесс новых инновационных технологий и методов, модернизации и совершенствования всего процесса физического воспитания студенческой молодежи [4; 7].

Сегодняшний процесс обучения в вузе требует от студентов значительного напряжения всех психофизиологических и физических возможностей. Это влечет за собой, с одной стороны, проявление и обострение имевшихся ранее недугов, с другой стороны – к разбалансировке адаптационных механизмов организма и появлению различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья. Одно из первых мест в этом процессе занимают различного рода нарушения опорно-двигательного аппарата.

Важнейшую роль и место в противостоянии этим негативным процессам большинство специалистов отводят физической культуре, в частности, оптимальной двигательной активности, как одному из естественных факторов оказывающих положительное влияние на адаптационные механизмы организма, физиологические и иммунологические константы и, в целом способствующих укреплению здоровья.

Эффективность занятий физической культурой в СМГ должна определяться, в первую очередь, оздоровлением организма, степенью коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, повышением умственной и физической работоспособности организма, устойчивости и выносливости к различным неблагоприятным факторам.

В современных тенденциях совершенствования процесса физического воспитания студентов СМГ следует отметить два направления, имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение в повышении эффективности занятий физической культурой.

Одно из них – внедрение личностно-ориентированного содержания физкультурной деятельности. В процессе личностно-ориентированного обучения важно предоставить каждому студенту возможность в полной мере реализовать себя и получить максимум пользы от занятий физической культурой с учетом его функционального состояния, способностей, интересов, предыдущего опыта, ценностных ориентаций.

К сожалению, часто для учебных занятий по физической культуре характерно отсутствие разнообразия используемых средств и методов физического воспитания, не учитывающих потребностей и ценностных приоритетов самих студентов, что значительно снижает мотивацию к регулярным занятиям. Личностно-ориентированный подход нацелен на расширение арсенала методов и средств физической культуры, на использование физических упражнений, приспособленных к индивидуальности студента, развитию его ценностных ориентаций. При их разработке учитывается уровень физической подготовленности, особенностей отклонений и нарушений в организме каждого студента [2].

Другим важным направлением совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов СМГ является разработка и внедрение новых средств и методов, современных инновационных эмоционально-привлекательных программ, которые направлены на профилактику, оздоровление и совершенствование физического состояния студентов. При этом, значительное предпочтение отдается включению в занятия физической культурой не отдельных упражнений, а создание комплексов, построенных на сочетании элементов из самых разнообразных видов (традиционных и нетрадиционных) физической культуры [4].

На кафедре «Физическое воспитание и здоровье» РАНХиГС на занятиях физической культурой со студентами СМГ, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, в частности, в опорно-двигательном аппарате, используются специально разработанные комплексы физических упражнений. В комплексы в различных сочетаниях включены физические упражнения из арсенала общей физической подготовки, лечебной физической культуры, нетрадиционных видов оздоровительной физической культуры (элементы стретчинга, хатха-йоги, дыхательная гимнастика, система упражнений пилатеса). В последние годы, в связи с появлением и расширением возможностей, в программу учебных занятий по физической культуре студентов СМГ все шире входит плавание и выполнение различных физических упражнений в воде (гимнастика в воде). Предварительные результаты использования комплексов на занятиях в СМГ показывают, что они являются весьма эффективным средством коррекции ряда отклонений и нарушений в организме студентов [7].

Прошлый, 2020, год внес существенные изменения в систему высшего образования. Введенный в связи с эпидемией коронавируса (COVID-19) режим самоизоляции, противоэпидемические и профилактические меры заставили по новому взглянуть на некоторые проблемы повышения эффективности физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, многое изменить в системе построения учебных занятий. На кафедре «Физическое воспитание и здоровье» была введена система дистанционного обучения.

Следует отметить, что цифровые технологии в образовательной среде, в том числе и на занятиях по физической культуре, используются в нашей стране уже на протяжении нескольких лет. Они являются инновационным способом преподавания и создания ученых материалов, а также инструментом формирования новой образовательной среды. Цифровизация образования предполагает ряд направлений, в том числе развитие дистанционного обучения; расширение спектра и качества массовых открытых онлайн курсов (в частности по физической культуре); внедрение нового образовательного контента (программ, материалов). В системе дистанционного обучения учебные материалы представляются в электронном виде и выкладываются на веб-сайте. Учебные материалы могут включать в себя тексты лекций по предмету, практические задания, интерактивные тесты, итоговые задания и т.д. Обучающийся может зайти на форум своей учебной группы, вступить во взаимодействие с преподавателем, получить консультации. Преподаватель может осуществлять полный контроль за активностью обучающихся и общаться с ними по электронной почте, в форуме или при помощи иных технических средств связи [3; 6].

В системе дистанционного обучения существует синхронный и асинхронный способ передачи знаний от преподавателя к студенту. При синхронном способе есть возможность получения студентом знаний в онлайн режиме, когда преподаватель и студент общаются впрямую, используя интернет в качестве средства связи. Асинхронный способ заключается в самостоятельном выполнении заданий и изучении материала, представленного в печатном виде, на дискетах, СD, аудио-, видео- и других электронных носителях информации [1].

Конечно, система дистанционного обучения, по мнению многих авторов, далеко не идеальна, имеет свои плюсы и минусы. Имеющийся опыт дистанционного обучения студентов специальных медицинских групп крайне мал, недостаточно изучен и не позволяет, в настоящее время, делать какие либо окончательные выводы. Вместе с тем, предварительный анализ результатов позволяет предположить, что студенты специальных медицинских групп могут быть целевыми пользователями дистанционного курса, поскольку использование в курсе по физической культуре элементов дистанционного обучения при организации самостоятельной работы позволяет обеспечить индивидуальный подход и большую доступность для студентов СМГ. Кроме того, самостоятельная работа студентов с использованием дистанционного обучения может рассматриваться как педагогическая технология управления учебной деятельностью студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Однако дистанционное обучение в области физической культуры не может полностью заменить классических аудиторных занятий на базе вузов [1; 5; 6].

Литература

  1. Агеевец А.В. Перспективы использования дистанционной системы обучения при реализации образовательного процесса дисциплин по физической культуре и спорту / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 3-10.
  2. Белых С.И. Аксиологические основания построения личностно- ориентированного процесса физического воспитания студентов // «Теория и практика физ. культуры». 2017. № 11. С. 42-44.
  3. Бикмуллина А.Р. Применение электронных образовательных ресурсов по курсу «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре спорту» / А.Р. Бикмуллина, Е.В. Фазлеева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 12-20.
  4. Бондарь С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий: учеб.-метод. пособие. Ульяновск, 2007.
  5. Егорычев А.О. Организация самостоятельной работы студентов специального учебного отделения с применением дистанционного обучения / А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 152-158.
  6. Попова А.И. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине «физическая культура» / А.И. Попова, В.К. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. № 2 (15). С. 84-92.
  7. Суркова Л.В., Самоуков А.Ф. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе со студентами, имеющими нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата - учебное пособие / Л.В. Суркова, А.Ф. Самоуков. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 71 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Суркова Л.В. Проблемы совершенствования учебного процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 158-161.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки