Взаимосвязь самоотношения с социометрическим статусом у старших школьников

Ананьина О.В. Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (Россия, Новокузнецк)

Аннотация В данной статье рассматривается вопрос о взаимосвязи самоотношения с социометрическим статусом у старших школьников. Рассмотрены разные подходы к понятиям: «самоотношение», «социометрический статус».

Ключевые слова: самоотношение, социометрический статус, старшие школьники, школьники.

Abstract This article examines the question of the relationship between self-attitude and sociometric status in older students. Different approaches to concepts are considered: «Self-attitude», «sociometric status».

Keywords: self-attitude, sociometric status, senior pupils, schoolchildren.

Самоотношение затрагивает практически все аспекты человеческого поведения и играет центральную роль в создании межличностных отношений, в том, как формировать и разрешать кризисные ситуации, определять и достигать целей, что дает нам основание рассматривать его в качестве основной предпосылки для саморазвития старшеклассников. В зарубежной и отечественной психологии самоотношение обычно рассматривается как эмоциональная составляющая самосознания, которая основана на самопознании, но с другой стороны, создает базовые предпосылки для саморегуляции, саморазвития и самооценки[7]. Основную роль самоотношении в нормальном функционировании личности играют такие зарубежные и отечественные психологи, как Ананьев Б.Г., Бернс Р., Божович И.И., Выготский Л.С., Джеймс У., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Липкина А.И., Пантилеев С.Р., Роджерс К. и др.

Самоотношение, как и многие понятия, имеет несколько значений. Так грузинский психолог Нодар Ильич Сарджвеладзе ввёл термин «самоотношение», который был определён как «отношение субъекта потребности к ситуации её удовлетворения, которое направлено на самого себя» [5].

С.Р. Пантилеев, опираясь на научные исследования В.В. Столина, определял самоотношение как «динамическую иерархическую систему, в которой та или иная особенная модальность эмоционального отношения качестве ядерной структуры системы, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения, и фактически определяя содержание и выраженность обобщенного устойчивого самоотношения» [5].

Феномен самоотношения является объектом психологического анализа в работах отечественных и зарубежных ученых (Р. Бёрнс, У. Джеймс, К. Роджерс, С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Н.И. Сарджвеладзе) [4].

Для описания данного феномена в зарубежной литературе используются понятия «глобальная самооценка», «самооценка», «самоуважение», «самопринятие», «самоуверенность», «самоценность», «эмоционально-ценностное отношение к себе», «отношение к себе» [6]. Роберт Бернс в структуру Я-концепции включает «составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам», которую обозначает как «самооценка» или «принятие себя».

В отечественной литературе устойчивы синонимы «эмоционально-ценностное отношение к себе» и «отношение личности к себе». Последнее впервые упоминается в русле отечественных философских, философско-педагогических, а в дальнейшем и психологических исследований. Отношение личности к себе включено в структуру самосознания и отождествляется с самооценкой (А.Г. Спиркин), с эмоциональным отношением (А.Н. Леонтьев), с эмоционально-ценностным отношением к себе (И.И. Чеснокова) [7]. В теории «отношений» (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев) самоотношение обозначается как мера осознания и качество эмоционально-ценностного отношения к себе. Исследуемое понятие выступает как родовая категория ко всем видам отношений: эмоциональным, моральным и этическим (В.Н. Мясищев) [3].

В строении самоотношения выделяются самооценка и самопринятие (К. Роджерс); само понятие включаемо в структуру самооценки (Р. Бернс) или приравнивается к самооценке (С. Куперсмит) [2].

Обобщая позиции зарубежных авторов о строении самоотношения, С.Р. Пантилеев выделяет пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения) [1].

  1. «Я» - как конгломерат частных самооценок, связанных с различными аспектами Я – концепции.
  2. Самоотношение как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости.
  3. Самоотношение как иерархическая структура включает частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составлявших обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии.
  4. Глобальная шкала самооценки, которая относительно автономна и одномерна, так как выявляет некоторое обобщенное самоотношение, одинаково приложимое ко всем сферам «Я».
  5. Самоотношение как чувство в адрес «Я», включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие, аутосимпатия, отраженное отношение и т.д.) [7].

Таким образом, в представленных подходах прослеживаются два основных компонента: самооценка и эмоционально-ценностное отношение к себе, или так называемое чувство в адрес «Я», основанное на переживаниях различного содержания: самоуверенности, самопринятия, аутосимпатии, отраженного самоотношения и т.д. [2]. В отечественной литературе также исследуемое понятие связывается с самооценкой. Так, И.С. Кон обозначает положительное или отрицательное отношение к себе как производное от совокупности отдельных самооценок[7].

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп[5].

Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод рекомендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых отношений[2].

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и, таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы[1].

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой[2].

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы[4]. Было проведено исследование с помощью следующих методик:

  1. Методика исследования самоотношения (МИС) (автор С.Р. Пантелеев);
  2. Диагностика межличностных отношений (автор Т. Лири);

На основании которых были получены следующие результаты:

1. В исследуемой группе для большинства респондентов характерны шкалы «Самоуверенность» и шкала «Самопринятие», а именно по 26% на каждую шкалу. Предположительно, показатели, полученные в ходе анализа данных психодиагностического тестирования, свидетельствует о том, что данная часть исследуемой группы имеет уважение к себе и относится к себе как к уверенному, самостоятельному и надежному человеку. Так же данная часть группы имеет согласие со своими внутренними побуждениями. У 20% респондентов преобладают высокие показатели по шкале «Самоценность» - это свидетельствует о том, что данная часть испытуемых предает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других. Шкала «Самопривязанность» преобладает у 10% респондентов – это свидетельствует о желании изменяться по отношению к наличному состоянию. По 9% набрали шкалы «Отраженное самоотношение» и «Саморуководство» - это означает, что характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию, а также отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений.

2. В исследуемой группе преобладает дружелюбный тип отношений и составляет 66%. 22% составляет альтруистический тип отношение и по 4% распределилось на эгоистичный, подчиняемый и авторитарный типы отношений. Предположительно, полученные в ходе анализа данных психодиагностического тестирования, свидетельствует о том, что в данной группе преобладает дружелюбный тип отношений.

В ходе всего исследования был выбран такой метод как математический анализ по Х. Пирсону. По результатам корреляционного анализа данных «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева и «Диагностики межличностных отношений» Т. Лири можно сделать вывод о том, что есть значимая взаимосвязь между самоотношением и социометрическим статусом у старших школьников. А именно у респондентов, чья шкала самоотношения больше направлена на уверенность в себе, принятия себе и так далее, то те испытуемые имеют дружелюбный тип отношений с окружающими.

***

  1. PsyJournals.ru : портал психологических изданий: сайт. – Москва, 2016 - . – URL: https://psyjournals.ru/ (дата обращения 15.04.2021). – Текст: электронный
  2. Дэвид, М. Социальная психология / под ред. Е. Маслова ; [пер. с английского З.С. Замчук]. – 7-е.издание – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 272 с. – ISBN 978-5-4237-0138-3. – URL: https://www.litmir.me/bd/?b=217858 (дата обращения: 15.04.2021). – Текст: электронный.
  3. Кавун, Л.В. Психология личности. Теории зарубежных психологов : учебное пособие для вузов / Л.В. Кавун. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 109 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07439-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453222 (дата обращения: 12.04.2021).
  4. КиберЛенинка: научная электронная библиотека : сайт. – Москва, 2012 - . - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 12.04.2021). – Текст: электронный
  5. Клементьев, Д.С. Социология личности : учебник для вузов / Д.С. Клементьев, А.Г. Маслова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 103 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08335-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451554 (дата обращения: 15.04.2021).
  6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск: Народная Асвета, 1984. – 239 с. – текст непосредственный.
  7. Чернышев, А.С. Социальная психология личности и группы : учебное пособие для вузов / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13692-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466420 (дата обращения: 15.04.2021).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

23 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ананьина О.В. Взаимосвязь самоотношения с социометрическим статусом у старших школьников // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-8. – С. 10-14.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки