В современном мире особое место занимает вопрос психологического комфорта на рабочем месте и привлекательность труда для персонала на предприятии, так как это напрямую влияет на производительность предприятия. Мы рассмотрим психологические факторы привлекательности труда для разных возрастных групп и поколений.
Привлекательность труда – это «особый комфорт для человека во время выполнения им трудовой деятельности». Она включает в себя условия труда, способствующие удовлетворению различных потребностей работника: в творческой и интересной работе, в благоприятных условиях труда, в теплых и доверительных отношениях в коллективе, в признании, в собственном развитии, в материальном и социальном обеспечении, в общении и т.д.
В.М. Снетков считает, что удовлетворенность или привлекательность работы является одним из наиболее важных критериев оценки социально-психологического климата в коллективе[1]. Социально-психологический климат коллектива представляет собой «состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоциональных, интеллектуальных и ценностных установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы[2]. По мнению Б.Д. Парыгина, понятие «социально-психологический климат группы» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в группе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.[3]
Принадлежность к определенному поколению накладывает отпечаток как на личность сотрудника, так и на его отношение к происходящим процессам, скорости работы, способа выполнения задач, деловое поведение. Сегодня популярна теория поколений, разработанная американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом в 1991г. Она классифицирует поколения не только по возрасту, но и по приоритетным ценностям. Система ценностей формируется примерно к 10-12 годам под влиянием общественных, политических, экономических, социальных, технологических событий и воспитания в семье. В основу теории положены ценности представителей разных поколений. Для каждого человека все индивидуально, однако у поколений есть общие нюансы отношения к жизни, например, к труду. Разницу в их восприятии между поколениями полезно знать всем тем, кто принимает людей на работу, разрабатывает системы их мотивации и вознаграждения.
Поколение Х это люди, родившиеся в 1963-1984 годах, прошли эпоху глобальных политических изменений и внедрения технологических новшеств. Они способны альтернативно мыслить, обучаться новому, подстраиваться, выбирать. Большинство из них начало рано работать, они прекрасно знают, что такое трудности, самостоятельность и выживание. Ценности поколения X – трудоголизм, индивидуализм, способность к конкуренции, стремление к профессиональному росту, экономичность, прагматизм.
Данная категория людей имеет прекрасное образование, направлена на достижение поставленных целей, умеет решать сложные задачи. Сотрудники поколения X – это энергичные и ответственные люди, готовые заниматься постоянным самообразованием, активно развивать карьеру. Они понимают, что изучение новых технологий и информации – ключ к их успеху.
Для компании сотрудники поколения X представляют существенную ценность. Их не сложно обучать и не нужно переучивать, они имеют увесистую базу знаний и опыта, ориентированы на достижение высоких результатов своей деятельности, активно внедряются в задачи любой компании.
Современное поколение Y (период рождения 1984-2000 гг.) – свободные и раскованные люди, адаптированы к изменениям, общительны и позитивны. Их взросление происходило в период мощного прогресса технологий, они легко владеют компьютерами, непринужденно общаются, ориентируются в виртуальном мире. Ценности поколения Y сложились под влиянием экономического подъема, их отличает от предшественников высокая компьютерная грамотность, свобода в выборе, широкие интересы, и что очень важно – отсутствие шаблонного подхода к деятельности.
Они находят себя в творчестве, фрилансе, прекрасно разбираются в модных веяниях, уважают личную свободу и независимость. Обладают хорошими способностями к обучению, выбирают для работы крупные компании. Это хорошие работники, легкие на подъем: они быстро адаптируются к переменам, участвуют в корпоративной жизни компании, их чаще посылают в служебные командировки и на выездные мероприятия.
Поколение Z уже родилось в цифровом мире. Они не представляют себя без мобильного телефона или современных гаджетов, многое уже знают и умеют. Это быстро взрослеющее поколение, растущее стремительными темпами, дети - гении. Они воспитаны на информационных технологиях, быстро обрабатывают информацию и ориентируются в новаторских разработках.
Люди, рожденные в период 2003 года и далее, еще очень молоды, чтобы показать свои таланты и профессионализм. Технологии и ценности меняются стремительно, и пока трудно сказать, что будет у них в приоритете и какими будут сотрудники нового поколения. Преобладающими качествами этого поколения будут выступать стремление к постоянному обучению и самообразованию, креативность. Предполагается, что растущее поколение будет интересоваться новаторскими технологиями и наукой, биомедициной, искусством, робототехникой.
Подведем итог, что же такое привлекательность труда для людей разных возрастных категорий!? Это условия труда, при которых человек положительно относится к работе и готов в дальнейшим трудится на данном предприятии. Привлекательность труда складывается из благоприятных условий труда, заработанной платы, поощрений и других льгот.
Какие психологические факторы можно назвать привлекательными?
чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и т.д.);
чередование работ разной сложности и интенсивности, а также требующих преимущественно умственных нагрузок, с работами физическими;
предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;
ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10–15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);
компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности.
Далеко не последнее место в привлекательности труда играют эстетические факторы, воздействие которых может вызывать у человека соответствующее отношение к условиям труда с точки зрения художественного восприятия окружающей среды. Эти элементы находят свое применение в решении художественно-конструкторских качеств рабочего места, инструмента, рабочей одежды, вспомогательных средств, а также в архитектурно-художественном оформлении интерьера. Важными элементами в современных условиях являются функциональная музыка и окраска производственных помещений. Их применение положительно воздействует на психологическое состояние людей любого возраста и способствует повышению работоспособности.
Итак, отношение к работе в целом сильно поменялось с течением времени, жизнь молодого поколения совсем не похожа на ту, в которой жили и трудились наши деды. Бытует мнение, что современное поколение ни чем не интересуется, им ничего не важно, кроме игр в компьютерах и приставках, гаджеты поглотили их внимание. Но это мнение не совсем верно, на мой взгляд. Да, новое поколение очень много времени проводит в телефонах, в ютубе, в тик токе и других социальных сетях. Однако они там ориентируются как рыба в воде с пеленок и некоторые даже умудряются зарабатывать деньги на контенте. То есть труд привлекает молодежь, и они нашли вполне комфортную среду для досуга, развития и заработка денег. Понятное дело, их не понять поколению старших людей, которым приходилось прилагать для достижения целей гораздо больше труда и стараний. Психологические факторы привлекательности труда тоже изменили вектор, и то что гарантировало комфорт для человека их поколения Х, возможно будет не достаточным для нового поколения Z. Для психологического комфорта, современным сотрудникам нужен свободный график, безлимитный интернет и возможность самовыражаться, реализовывать самые смелые проекты. Однако современная молодежь не за что не станет «упахиваться» на сверхурочной работе. Главные мотиваторы для нового поколения это обеспечение материальных благ и независимость. Никто не станет терпеть ненормированный рабочий график, если он не будет достойно оплачен. У современной молодежи есть более важные приоритеты - это отдых, развлечения, возможность расслабиться после работы.
Список источников и литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1999.
- Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб, 2002.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический анализ эффективной деятельности. М, 1989.
- https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_rynka_t...
[1] Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб, 2002.
[2] Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1999.
[3] Парыгин Б.Д. Социально-психологический анализ эффективной деятельности. М, 1989.
Комментарии
Добавить комментарий