Послесловие «Психология мышления»

 в раздел Оглавление

«Психология мышления»

Гурова Л.Л.

Послесловие

Можно ли считать мышление в любых его проявлениях решением задач? В многолетнем системном исследовании этой проблемы в различных аспектах и на разном материале установлено, что это психологический факт. Мышление человека — творческий процесс, эвристический по характеру мысленных действий, его объектом постоянно являются новые задачи. В соответствии с их содержанием репродуктивные и продуктивные компоненты мысли всегда взаимодействуют. Это неформальный процесс — по своим ориентирам и функционированию семантической сферы сознания личности, без включения которой невозможно понимание предмета мышления, понимание задачи. Именно поэтому нереально создание искусственного интеллекта в буквальном смысле (кибернетики сдали свои позиции: «теоретически возможно, а практически нет»). Семантические коды мышления, образный и вербальный, не могут быть преобразованы в аналитическую систему, они функционируют в принципе иначе и лишь взаимодействуют с формальными кодами мышления — столь же многообразными, сколь и множество существующих классов задач. Быстродействующая вычислительная машина может обыграть самого квалифицированного шахматиста, но у него всегда остается возможность придумать принципиально новую стратегию. У машины такой возможности нет: у нее нет интуиции. Понятия «искусственный интеллект» и «интуиция» несовместимы по своему содержанию, и первое всегда останется метафорой, поскольку без интуиции нет интеллекта.

Рассмотрение мышления как саморегулируемой, самоорганизующейся системы углубляет наше понимание детерминации мышления. Известная формула «внешние причины действуют через внутренние условия» должна быть дополнена утверждением, что в мышлении внутренние причины действуют через внешние условия.

Наличие внешнего источника информации (проблемной ситуации) и объективная необходимость им воспользоваться, что создает соответствующую мотивацию, еще недостаточны для того, чтобы внутренняя система мышления была готова к функционированию по переработке этой информации. Только проявление инициативной саморегуляции (при соответствии задачи возможностям интеллекта) служит стимулом, основанием реализации процесса решения. Если эта причина действует, субъект может использовать объективные условия, позволяющие (или требующие) решить данную проблему. Без нужной самоорганизации, активного эвристического поиска задача не будет принята субъектом и он не воспользуется объективной информацией: условия его деятельности окажутся невостребованными.

Самоорганизация мышления не достигает достаточного уровня стихийно. Если в системе «субъект-объект (задача)» определяющим фактором является саморегуляция, то в генетическом процессе развития мышления она вступает в связь с внешней регуляцией. Это не значит, что мышление можно «сформировать». Генетические законы мышления взаимодействуют с его функциональными законами, образуют диалектическое единство. Когнитивной психологии совместно с педагогической еще предстоит дальнейшая работа в этом направлении.

В теории мышления недостаточно выявлена роль его образного компонента как необходимой составляющей его неформальной сущности. Конкретных исследований для этого немало (когда мы начинали эту проблематику, их совсем не было, образы еще не «вышли из изгнания»). Требуется лишь теоретическое осмысление исследований образного мышления в связи с другими его формами. Мы постарались это сделать. «Безобразного мышления» нет вообще. Это становится очевидным при рассмотрении мышления как деятельности. Образ сотрудничает не только с Планом, но и с Результатом мыслительной деятельности, служит буфером, соединяющим познание и деятельность. Результаты творчества, теоретические, эстетические и практические, независимо от формы своей «материализации» (пусть даже в математических символах или литературном слове), в продуктивных актах мышления представлены Образом.

Образ — неотъемлемый компонент и универсальная форма (несущая в себе адекватное содержание) мышления, в том числе теоретического, мышления в понятиях. Почему в философии существует категория «образ мира», «картина мира», но не «понятие о мире»? Это вполне объяснимо с точки зрения закономерностей мышления, концентрирующего в себе процессуальный и результативный аспекты познания. Понятие отражает мир в его логических связях, но логика как таковая не исчерпывает мышления. Ему подвластна вся реальность, включая ту ее сторону, которая не подчиняется законам логики, ее дискурсивным процедурам, но вовлекается в процесс познания с помощью эвристических процессов, неформальным содержанием которых является образ. Это содержание насыщает понятие, образует его подоплёку, делает его жизненным. Образ мира регулирует деятельность человека в этом мире. Формальный интеллект, ограниченный в своем образном содержании, это интеллект пассивный, который функционирует только внутри самого себя, лишает личность истинного творческого начала.

Психология мышления и психология личности долгое время развивались в психологической науке параллельно, и возникшие в зарубежной психологии когнитивистские теории не преодолели этот разрыв, так как «человек-думатель» был противопоставлен «человеку-деятелю». В последние десятилетия наметилось встречное движение изучения познания и деятельности как единой характеристики интеллекта личности. В представленной на суд читателя книге сделаны некоторые шаги в этом направлении. Рассматривая мышление как решение задач, мы подошли к исследованию личностного аспекта мыслительной деятельности, который наиболее очевидно проявляется в понимании реальности и прогностической функции мышления как основы принятия решений в практической деятельности. Участие в этих процессах интуиции характеризует подлинный контакт человека с миром, когда он берет из действительности всю информацию, сконцентрированную в его знаниях и опыте, в его личностной позиции и преобразует ее в своем активном, творческом отношении к миру.

Настало время изучать не мышление вообще или творчество вообще, а интеллект человека в его индивидуальных проявлениях, исследовать его возможности и пути его совершенствования. Достаточная база в столетнем исследовании процессуальных закономерностей и структуры мышления для этого имеется. Молодым психологам тоже надо быть творцами, смелее браться за новые проблемы.