Становление образа себя у детей первых трех лет жизни

Разделы психологии: 

Н.Н. АВДЕЕВА

Предметом нашего исследования является образ себя, который рассматривается как структурно организованный аффективно-когнитивный комплекс.

Теоретической основой работы выступает концепция генезиса общения М.И. Лисиной [2]. Основой изучения становления образа себя служит Понимание его формирования в качестве продукта общения и индивидуального опыта ребенка во взаимодействиях с окружающей действительностью.

Для экспериментального исследования были выдвинуты следующие гипотезы.

  1. В первом полугодии жизни ребенка развивается преимущественно аффективная часть образа себя, отношение к себе, выражающееся в положительном эмоциональном самоощущении ребенка, переживании своей субъектности, личностной значимости для окружающих людей.
  2. Начиная со второго полугодия жизни и на протяжении раннего детства формируется преимущественно когнитивная часть образа (знания о себе).
  3. Качественные особенности развития образа себя в различных социальных условиях определяются опытом общения детей со взрослыми.
  4. Используя специально организованные субъектно ориентированные занятия с детьми, можно оказать влияние на становление образа себя в раннем детстве.

Под субъектностью понимается способность ребенка воспринимать себя как субъекта деятельности. В первом полугодии образ себя развивается на основе общения взрослого с ребенком, в нем преобладает переживание себя ребенком как субъекта коммуникативной деятельности; начиная со второго полугодия и на протяжении раннего возраста на основе собственной предметно-манипулятивной деятельности - и как субъекта предметно-практических действий.

Экспериментальная работа включает в себя две части. В первой - изучаются дети первого года жизни, воспитывающиеся в семье и Доме ребенка, имеющие различный опыт общения со взрослыми.

Основным методическим приемом было изучение восприятия ребенком своего зеркального отражения и отношения к нему. восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания. Еще А. Гезелл применял пробы с зеркалом при диагностике психического развития. Рассматривание своего отражения в зеркале выступает как репрезентация образа себя во многих современных исследованиях детского самосознания [4], [5].

Методика исследования заключалась в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом в двух сериях опытов, каждая из которых содержала пять различных экспериментальных ситуаций. В серии I ребенок находился один перед зеркалом на пеленальном столике.

В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка, во второй - на лоб ребенка предварительно незаметно для него наносилось пятно диаметром 1,5 см, в третьей - перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек (повязка), под которым над левым ухом помещался комок ваты диаметром 5 см, в четвертой - ребенок находился перед зеркалом, а сзади к нему подходила мать (или знакомый взрослый - для воспитанников Дома ребенка). В пятой ситуации позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале.

В серии II ребенок находился перед зеркалом на руках у матери (или знакомого взрослого). Первая, вторая, третья и пятая ситуации были теми же, что и в серии I, а в четвертой ситуации мать незаметно для ребенка надевала яркие бусы, не знакомые ребенку.

Мать (знакомый взрослый - для воспитанников Дома ребенка) получала инструкцию смотреть в зеркало на свое отражение. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком было 20-30 см. Эксперимент проводился в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта 2,5 мин.

Во время опытов регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность в баллах); эмоциональные проявления (количество, адресованность, длительность и интенсивность); вокализации (адресованность, длительность, интенсивность). Поведение перед зеркалом (направленное на себя, зеркало, взрослого). Все количественные данные преобразовывались в условные единицы (перемножение количества на длительность и интенсивность, сложение произведений, вычисление среднего арифметического). В опытах принимали участие 20 детей: 10 семейных и 10 воспитанников Дома ребенка, в возрасте от 2 мес до 1 г 2 мес.

Количественные показатели поведения перед зеркалом воспитанников Дома ребенка и детей из семьи представлены в табл. 1 и 2. В табл. 1 отражены показатели экспрессивных проявлений. Прежде всего обращают на себя внимание высокие показатели положительных и полное отсутствие отрицательных экспрессий у семейных детей, по сравнению с младенцами из Дома ребенка. При сопоставлении I и II серий необходимо отметить более высокий уровень положительных экспрессий у воспитанников Дома ребенка, когда они были на руках у взрослого, а у детей из семьи наоборот - в серии "наедине с зеркалом".

Таблица 1. Показатели экспрессивных проявлений, адресованных собственному зеркальному отражению, у детей первого года жизни из семьи и Дома ребенка (среднее пяти опытов I и II серий для возрастной группы в условных баллах)

возраст,
мес
Серия Характеристика экспрессии детей
Радостная улыбка - смех Робость - смущение Тревога - неприятное дивление Недовольство - испуг
Из
семьи
Из Дома
ребенка
Из
семьи
Из Дома
ребенка
Из
семьи
Из Дома
ребенка
Из
семьи
Из Дома
ребенка
2—6 I
П
18
7.5
4.5
7
0
0
0
0
0
0
1.7
0
0
0
0
0
6—12 I
П
18
11
0
0.75
0
2
0
1.5
0
0
4.5
0
0
0
3.2
1.8
В среднем I
П
18
9.2
2.2
3.9
0
1
0
0.7
0
0
3.1
0
0
0
1.6
0.9

Таблица 2. Показатели поведения, направленного на себя, собственное отражение, на зеркальное отражение и на зеркало у детей из семьи и Дома ребенка (среднее пяти опытов I и II серий для возрастной группы в условных баллах)

Наивысший показатель положительных эмоций в первом полугодии жизни отмечается у детей из семьи в серии I, а наиболее низкий - в той же серии у воспитанников Дома ребенка. Показатели положительных экспрессий в серии II почти одинаковы для обеих выборок. Проявлений смущений и робости в первом полугодии не наблюдалось. Настороженность, тревога отмечались у воспитанников Дома ребенка в ситуациях "наедине с зеркалом".

Во втором полугодии показатели положительных экспрессий выше у семейных детей и достигают максимума в серии I. У воспитанников Дома ребенка в той же серии положительных экспрессий не наблюдалось, а в серии II они слабо выражены. Отрицательные экспрессии были зарегистрированы лишь у воспитанников Дома ребенка и проявлялись в серии I интенсивнее, чем во II.

В табл. 2 представлены количественные показатели поведения, направленного на себя (ребенок рассматривает собственное отражение в зеркале, гримасничает, совершает ритмические движения руками, головой, туловищем, игровые действия), на свое зеркальное отражение (прикасается к отражению руки, лица) и на зеркало (обследует край зеркала, зеркальную поверхность, не обращая внимание на свое отражение).

При анализе суммарных показателей обнаружилось, что наиболее ярко выраженное рассматривание себя в зеркале наблюдалось у семейных детей на протяжении всего первого года жизни. Причем показатели такого поведения почти в два раза выше, чем у воспитанников Дома ребенка. Аналогично средние показатели действий, направленных на себя, у воспитанников Дома ребенка значительно (почти в два раза) ниже, чем у детей из семьи. В первом полугодии жизни изучение своего отражения в зеркале наблюдалось только у детей из семьи, а действия, направленные на зеркало как на интересный для ребенка предмет - только у воспитанников Дома ребенка.

Во втором полугодии жизни показатели действий, адресованных своему отражению, выше у воспитанников Дома ребенка в серии I и ниже всего у детей из семьи в той же серии. Показатели серии II сближаются у обеих групп. Действия, направленные на зеркало, наиболее выражены у семейных детей в серии II и менее всего - у воспитанников Дома ребенка в той же серии опытов. В серии I показатель действий, направленных на зеркало, у воспитанников Дома ребенка более чем вдвое превышает этот показатель у семейных детей.

На основании полученных данных можно выделить две линии развития образа себя: становление аффективной части образа, отношения к себе, субъектности и когнитивной части - представления, знания о себе.

Качественный анализ поведения детей свидетельствует о развитии субъектной составляющей образа себя. Это проявляется в особом взгляде в глаза при рассматривании ребенком своего отражения. Взгляд в глаза выступает как признак субъектности, субъектного взаимодействия в процессе общения. В наших опытах уже у детей первого полугодия жизни отмечалось пристальное внимание, проявляемое детьми к отражению своего лица, и особенно продолжительная фиксация глаз, причем лицо ребенка приобретает особое выражение интимности, поглощенности, всматривания. Этот феномен наблюдался у всех детей, но имел различное оформление. Так, у детей из семьи в первом полугодии жизни взгляд в глаза сопровождался яркой, продолжительной, интенсивной улыбкой.

У воспитанников Дома ребенка в том же возрасте латентный период взгляда в глаза более продолжительный; встретившись глазами со своим отражением и установив контакт, ребенок надолго замирает, реже и менее интенсивно улыбается.

Во втором полугодии жизни к радостной улыбке, возникающей почти сразу после взгляда в глаза, у детей, растущих в семье, присоединяются певучее гуление, тихие радостные звуки, адресованные своему отражению. У воспитанников Дома ребенка в том же возрасте улыбка появляется только на руках у взрослого и лишь после улыбок, адресованных отражению взрослого, и контакта глазами с его отражением.

К концу года дети из семьи при взгляде в глаза на свое отражение совершают много разнообразных действий перед зеркалом: гримасничают, размахивают руками, качают головой, играя со своим меняющимся отражением и получая от игры удовольствие. Воспитанники Дома ребенка тоже совершают действия перед зеркалом, но они не имеют характера веселой, раскованной игры, а являются по своему содержанию робкими попытками соотнесения реальных движений с наблюдаемыми в зеркале.

Другая линия развития образа себя - развитие представлений, знаний о себе - выступила в узнавании детьми себя в зеркале.

По ходу опытов выявлялось узнавание детьми своего отражения. На это были направлены вторая и третья экспериментальные ситуации с искажением внешнего вида ребенка.

За критерий узнавания принималась попытка ребенка снять повязку с головы при взгляде на свое отражение.

Уже в первом полугодии жизни искажение внешнего облика вызывало у детей, растущих в семье, поисковые, ориентировочные движения (они внимательно рассматривали контур повязки, совершали хаотические движения в направлении головы). Во втором полугодии дети из семьи указывали на повязку, старались снять ее с головы, к концу года они снимали ее, а затем, глядя в зеркало, снова пытались надеть. Воспитанники Дома ребенка в первом полугодии жизни ведут себя так же, как и дети из семьи, однако менее разнообразно и активно. Во втором полугодии они уже отстают: у детей лишь намечаются движения в направлении к повязке, они робко дотрагиваются до нее рукой и часто замирают, не пытаясь снять.

Таким образом, у детей из семьи на протяжении первого года жизни происходит становление субъектности (аффективная часть образа себя), отношение к себе, а также представление о себе (когнитивная часть образа). Это находит отражение в том, что на протяжении первого года жизни взгляд в глаза своего отражения развивается по длительности, интенсивности, сопровождающим эмоциям и личностно самому себе адресованным действиям перед зеркалом; при сокращении латентного периода последующих положительных эмоциональных проявлений он сочетается со стабильным положительным отношением к себе, с возможностью самоузнавания в конце первого года жизни, использования зеркала для игры и коррекции внешнего облика. У воспитанников Дома ребенка этой линии развития нет (см. [1]). Сходство с семейными детьми в первом полугодии жизни сменяется расхождением во втором и становится резко заметным к концу первого года. Расхождение выражается прежде всего в эмоциональном сопровождении контакта глазами: появление на фоне почти исчезающих во втором полугодии жизни улыбок смущения, застенчивости, недоумения неприятного удивления и даже испуга при взгляде на свое отражение, особенно в опытах с искажением внешнего облика. Взгляд в глаза в этих опытах становится коротким, боязливым, дети не снимают повязку и не корректируют внешний облик.

Во второй части работы изучалось становление образа себя у детей второго и третьего года жизни (совместно с И.И. Раку [3]). В исследовании участвовали 140 детей в возрасте от года до трех лет, составлявшие три группы: 1) дети из семьи, 2) дети из неполных и неблагополучных семей, воспитывающиеся в дошкольном учреждении с пребыванием пять дней в неделю, 3) дети, воспитывающиеся в Доме ребенка.

Методика эксперимента включала констатирующие и формирующие опыты. Констатирующая серия включала шесть опытов по методике "восприятие зеркального отражения" (ВЗО) и восемь опытов, нацеленных на изучение содержания знаний ребенка о себе. Была использована ранее описанная для детей первого года жизни методика с зеркалом, к пяти экспериментальным ситуациям серии I которой, была добавлена еще одна: отражение ребенка и знакомого сверстника. (Серия II по данной методике не проводилась.)

Следующие восемь опытов были направлены на выявление возможностей ребенка: 1) узнать себя на фотографии; 2) проявить чувство собственности; 3) чувство эмпатии; 4-6) общее отношение к себе ("Я хороший, я красивый") (в данный опыт вошли три различные пробы); 7) влиять на поведение других; 8) половая идентификация ("Я мальчик, я девочка"). Подсчитывалось количество правильных ответов по бинарной шкале (0 или 1) и вычислялось среднее для группы.

В констатирующей серии решалась задача изучения становления образа себя у детей, воспитывающихся в семье, а также специфика формирования образа себя у детей, находящихся в других социальных условиях, с другим опытом общения - в Доме ребенка и на "пятидневке".

Общие результаты констатирующего эксперимента представлены в табл. 3. Анализ результатов обнаружил, что количественные показатели детей первой выборки, воспитывающихся в семье, в среднем более чем в два раза превышают показатели детей того же возраста, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с группой продленного дня, и в среднем примерно в четыре раза выше, чем у детей третьей выборки - воспитанников Дома ребенка. Отметим, что только у воспитанников Дома ребенка во второй половине второго года жизни и на третьем году наблюдались отрицательные эмоциональные проявления (плачь, хныканье, испуг) в методике "Зеркальное отражение" в пробах с искажением внешнего облика (табл. 4).

Качественный анализ экспериментальных данных показал, что максимальные значения по всем 14 опытам констатирующей серии достигаются детьми из семей в первой половине третьего года жизни, однако большинство исследуемых составляющих представления о себе (самоузнавание на фотографии и в зеркале, чувство

Таблица 3. Суммарные данные для детей трех выборок в констатирующем эксперименте (в среднем по возрастной подгруппе)
Возрастная
подгруппа
Методика ВОЗ
(6 опытов)
Вторая часть исследования
(8 опытов)
Первая
выборка
Первая
выборка
Вторая
выборка
Первая
выборка
Первая
выборка
Вторая
выборка
1
2
3
4
114.3
125.1
119.2
113.4
35.4
44.7
54.6
66.1
17.5
21.4
30.2
33.6
1.48
6.5
8.0
8.0
0.13
2.25
3.64
5.30
0
0.20
1.71
3.85
Таблица 4. Отрицательные эмоциональные проявления, адресованные себе в констатирующем эксперименте (в средних условных единицах)
Возрастная подгруппа Первая выборка Вторая выборка Третья выборка
1
2
3
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0.5
0.7
0.5

Качественный анализ экспериментальных данных показал, что максимальные значения по всем 14 опытам констатирующей серии достигаются детьми из семей в первой половине третьего года жизни, однако большинство исследуемых составляющих представления о себе (самоузнавание на фотографии и в зеркале, чувство собственности, половая идентификация, чувство эмпатии) сформировалось к концу второго года жизни. Конец второго - начало третьего года жизни и есть тот возрастной период, в который происходит формирование изучаемых знаний о себе у детей, воспитывающихся в семье, в адекватных условиях взаимодействия и общения со взрослыми. В то же время у детей двух других выборок многие компоненты образа себя не достигают полного оформления даже к концу раннего возраста.

Таким образом, опыт общения и взаимодействия детей со взрослыми играет решающую роль при формировании образа себя. Для выявления особенностей общения взрослых с детьми в Доме ребенка и дошкольных учреждениях с группой продленного дня ("пятидневка") проводилось включенное наблюдение за детьми, их поведением, общением и взаимодействием с персоналом, беседы с родителями и воспитателями, Интервью, а также анкетирование с целью детального изучения специфических характеристик личностно-ориентированного общения.

Анализ полученных материалов выявил дефицит личностно-ориентированного общения со взрослыми (родителями и воспитателями) у детей второй и третьей выборок. Стиль взаимодействия с детьми имеет авторитарный характер на основе приказа, правила, регламентаций. В целом взрослые больше ориентированы на уход за детьми, чем на общение, эмоциональный контакт, личностно-адресованное отношение, являющееся ведущим для формирования субъектности, аффективной составляющей образа себя, положительного эмоционального самоощущения ребенка, становление которого в адекватных социальных условиях происходит в первом полугодии жизни.

В формирующей серии исследования апробировалась гипотеза о том, что с помощью специально организованных субъектно-ориентированных занятий с детьми можно оказать влияние на формирование образа себя.

Особое внимание при организации занятий уделялось субъектно-ориентированным параметрам общения и взаимодействия, направленным на "усиление" переживания себя ребенком как личностно значимого для взрослого партнера по общению, а также как субъекта действий. В качестве детерминант развития образа себя были выделены: взгляд в глаза ребенка, предоставление свободы выбора действий, похвала, адресованная личности и действиям ребенка, эмоциональная поддержка инициатив ребенка. С двадцатью детьми третьей выборки (воспитанники Дома ребенка) было проведено по 10 занятий, каждое из которых включало семь различных ситуаций. Общее время формирующего цикла для одного ребенка составляло 2,5-3 мес.

По окончании формирующих занятий был проведен контрольный эксперимент, включающий все 14 опытов констатирующей серии. В эксперименте принимала участие контрольная группа воспитанников Дома ребенка (20 детей), с которыми занятий не проводилось. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 5. При анализе результатов обнаружилось увеличение всех показателей компонентов образа себя в среднем примерно в три раза по всем 14 опытам у детей экспериментальной группы, тогда как у воспитанников Дома ребенка из контрольной группы значимых изменений не произошло. (Значимость различий по Y-критерию Манна - Уитни p<0,05.)

Таблица 5. Суммарные результаты контрольного эксперимента (в среднем по возрастным подгруппам)
Возрастные
подгруппы
Методика ВОЗ (6 опытов) Вторая часть исследования (8 опытов)
Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Изначальный
фон
Итоговые
показатели
Изначальный
фон
Итоговые
показатели
Изначальный
фон
Итоговые
показатели
Изначальный
фон
Итоговые
показатели
1
2
3
4
17
21
30
33
85.32
103.13
100.90
94.75
17.5
20.5
30.1
34.0
15.84
19.29
30.53
39.71
0
0
1.7
3.8
1.4
4.8
5.6
3.8
0
0
1.65
3.75
0
0
1.6
3.6

Данные контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что за время формирующих занятий произошло развитие аффективной части образа себя. Изменение в отношении к себе проявилось, в частности, в исчезновении отрицательных эмоциональных экспрессий в опытах с зеркальным отражением, при искажении внешности ребенка. Кроме того, постепенно формировались знания ребенка о себе. Еще один интересный и важный момент заключается в том, что акцентуация параметров субъектного общения у детей экспериментальной группы способствовала развитию когнитивной составляющей образа за счет нарастания индивидуального опыта при усвоении новых действий в совместной со взрослым деятельности. Имея возможность накопления индивидуального опыта, в условиях жизни в Доме ребенка дети не могут ее использовать. И только участие взрослого, практикующего по отношению к ребенку субъектно-ориентированное, личностное отношение, полноценно общающегося с ним, укрепляет субъектность ребенка, его положительное отношение к себе, делает индивидуальный опыт ребенка личностным, дает ему возможность переживать себя как субъекта своих действий.

Последним этапом исследования явилось сравнение показателей развития образа себя у детей всех трех выборок: экспериментальной группы и детей из семьи и из "пятидневки" (табл. 6).

Таблица 6. Суммарные показатели контрольного эксперимента для детей экспериментальной группы, первой и второй выборок (в среднем по возрастным подгруппам)
Возрастные
подгруппы
Методика ВОЗ (6 опытов) Вторая часть исследования (8 опытов)
Экспериментальная группа Первая
выборка
Вторая
выборка
Экспериментальная группа Первая
выборка
Вторая
выборка
1
2
3
4
85.32
103.13
100.90
94.75
115.00
126.30
120.50
114.00
36.00
45.40
55.30
66.70
1.48
4.80
5.60
6.80
1.82
6.60
8.00
8.00
0.14
2.20
3.65
5.60

В целом данные свидетельствуют о том, что даже в результате формирующих занятий воспитанники Дома ребенка не достигают уровня развития образа себя у детей, воспитывающихся в семье, хотя и превосходят показатели детей из "пятидневки", причем наиболее существенные изменения происходят у детей второго года жизни (см. табл. 5).

В заключение отметим, что результаты, полученные в обеих частях экспериментальной работы, подтвердили исходные гипотезы и показали ведущую роль общения для формирования образа себя. В частности, была выявлена особая значимость субъектно, личностно ориентированных параметров общения для оформления субъектности, положительного отношения к себе уже на первом году жизни и для последующего развития образа себя, в том числе его когнитивной составляющей.

  1. Авдеева Н.Н. Младенческий возраст // Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.
  2. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  3. Раку И.И. Развитие образа себя в раннем детстве: Автореф. канд. дис. М., 1992.
  4. Lewis M., Brooks-Gubb J. Social cognition and acquisition of self. N.Y., 1979.
  5. Zazzo R. Person: Objective approaches // Review of children development research. N.Y., 1983.

Поступила в редакцию 6.II 1996 г.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 июл 1996

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. - 1996. - № 4.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки