Подходы к организации внеурочной деятельности школьников с целью формирования экосознания в условиях современного научно-технического прогресса

Д.А. Слюсарев Мытищинский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Мытищи, Россия
О.В. Сенько, О.В. Маслова Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Работа выполнена при финансовой поддержке государственного задания АААА-А16-116052010081-5.

Творческая и проектная деятельность школьников является неотъемлемой частью современного учебного процесса. Руководство внеурочной деятельностью школьников на данном этапе, осуществляемое при участии учащихся и сотрудников профильных высших учебных заведений, обеспечивает возможность формирования у школьников экологического сознания с учетом передовых и актуальных тенденций и подходов. Основные тенденции формирования экологического сознания в обществе известны [1]. Основными задачами формирования экосознания является формирование ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты природной среды от возможных негативных воздействий на нее человека, а также знакомство со способами защиты человека от негативного влияния загрязнений окружающей среды на его здоровье, освещение вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды. Сегодня представление об окружающем мире включает помимо природных и физических факторов также социальные и культурные.

Среди эффективных подходов к формированию у школьников экосознания в рамках внеурочной деятельности можно выделить следующие: участие в тематических конкурсах и конференциях, специальных мероприятиях-экоакциях, где на основе личного примера руководителя и с участием школьника возможно осуществлять действия на экологическую тематику по принципу «здесь и сейчас». Немаловажной является также проектная деятельность школьников, как в рамках школы, так и на площадках вузов и городских платформах, а также адаптированные для школьников внеурочные индивидуальные занятия по предмету «Экология и природопользование».

Согласно опыту, учащиеся школ (особенно младших классов) особенно восприим- чивы на данном этапе к новой информации, проявляют максимальный интерес к ней. Участие в творческих конкурсах, например на тему «Сохраним лес от пожара», помогает через яркие визуальные образы донести важность проблемы. Подобные конкурсы многочисленны и проводятся регулярно, в частности, на территории Москвы и Московской области. Многие из них имеют всероссийский охват. Ценно то, что творческий конкурс предполагает различные формы участия: плакаты, рисунки, компьютерное моделирование эмблем и агитационных материалов, презентации и видеоролики с социальной рекламой. Таким образом, каждый ребенок может выбрать для себя технически доступную ему форму участия.

Широко распространены сегодня и экоакции, где возможно личным примером продемонстрировать детям важность заботы о природе. Например, при участии в акции «Лес Победы» можно посадить дерево. Всемирная ежегодная акция «Час Земли» предполагает на 1 час выключить свет и электроприборы, чтобы сэкономить энергетические ресурсы планеты. Акции «Очистим планету от мусора» и «Субботники» предполагают принять участие в мероприятиях, связанных с удалением мусора с различных территорий.

Проектная деятельность позволяет максимально углубиться в поставленную проблему, разобрать с ребенком основные аспекты вопросов, аргументированно объяснить важность, помочь сформировать активную жизненную позицию в решении вопросов экологической направленности [2]. На площадках вузов школьники могут в доступной форме знакомиться с самыми передовыми научными достижениями в области экологии, с основами молекулярного дизайна, структурно-функционального анализа и регуляцией ферментных систем, клеточных конструкций, бионаноматериалов, которые в потенциале могут использоваться для защиты окружающей среды. Выполненные работы, на наш взгляд, целесообразно представлять на конференциях, в том числе международного уровня, таких как «Актуальные проблемы экологии и природопользования», «Искатель» и др.

Современные достижения научно-технического прогресса позволяют активно использовать новые формы обучения, в частности, онлайн-обучение, которое часто используется для проведения факультативных занятий, а также является формой освоения материала в свободной форме [3]. Данная форма обучения используется уже, как правило, школьниками старших классов, заинтересованными в освоении дополнительной информации по интересующей их теме. Курсы по теме «Экология» сегодня представлены на платформах Coursera, MIT Open CourseWare и EdX, UMass Boston Open Courseware, Национальной платформе открытого образования (https://openedu.ru/course/). Таким образом, помимо учебного процесса существует целый ряд форм проведения внеурочной деятельности, в том числе при участии студентов и сотрудников вузов, с целью формирования экосознания школьников.

Литература

  1. Владыкина Ю.А. Основные тенденции формирования экологического сознания в современном обществе // Вестник ТИУиЭ. 2017. № 2, т. 26. С. 77–79.
  2. Байбакова Ю.А. Экологические проекты как средство формирования активной гражданской позиции // Сб. ст. Всероссийской конференции «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников». СПб.: Лингвистический центр «Тайкун», 2018. С. 125–127.
  3. Маслова О.В., Сенько О.В. Перспективы онлайн-обучения по направлениям биотехнология и экология в России // Сб. матер. Всерос. конф. «Опыт и перспективы онлайнобучения в России». Севастополь: Изд-во филиала МГУ в г. Севастополе, 2018. С. 44–49.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Слюсарев Д.А., Сенько О.В., Маслова О.В. Подходы к организации внеурочной деятельности школьников с целью формирования экосознания в условиях современного научно-технического прогресса // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 260-262.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки