Е.Н. Дзятковская Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия
В XX в. образование всех стран мира столкнулось с беспрецедентно сложной задачей: в максимально короткие сроки обеспечить переосмысление и перестройку отношений людей с природой для предотвращения сценария неустойчивого, катастрофического развития цивилизации. Согласно Цели 4.7 устойчивого развития, «к 2030 году необходимо обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни… и вклада культуры в устойчивое развитие».
Достижение цели 4.7 предполагает системные изменения в образовании. Востребованные временем изменения в психологии, понимании мира и поведении людей не могут быть достигнуты старыми методами образования. Ключевым вопросом дидактики нового времени является не ЧТО учить (классика) и даже не КАК учить(ся) (неклассика), а ЗАЧЕМ (постнеклассика). На первый план выходят личностные результаты, формирование социально ответственного субъекта новой культуры — культуры устойчивого развития. Речь идет о подчинении содержания всех учебных предметов (дисциплин) «сквозной» ценностно-смысловой составляющей содержания, отражающей зарождающееся мировоззрение нового общества, приходящего на смену общества потребления и строящегося на идее гармонизации интересов общества и возможностей биосферы. Ключевые вопросы, решаемые дидактикой: каковы должны быть состав и структура «сквозной» составляющей содержания учебных предметов, направленной на формирование входящей в противоречие с обществом потребления культуры устойчивого развития; каковы механизмы «резонирования» этого содержания с содержанием учебных предметов; каков процесс конструирования нового для педагогики содержания. Ответ на эти вопросы выходит за рамки компетенции дидактики предметного обучения [1].
Новые задачи образования требуют новых инструментов его реализации. Это новый язык, не ограничивающийся понятийно-терминологическим аппаратом концепции и глобальных целей устойчивого развития, а опирающийся на корневые, архетипически значимые культурные концепты как общенациональные, так и этнокультурно специфические, транслирующие культурные коды гармоничных отношений общества с природой. Это новые дидактические единицы ценностно-мировоззренческого содержания, сквозным образом реализуемого через все учебные предметы, ориентированного на будущее и носящего опережающий характер. Это методика транспредметных взаимодействий, обеспечивающих целостность, непрерывность и преемственность Образование для устойыивого развития (ОУР) — методика, которая, к сожалению, не может воспользоваться многолетним опытом экологизации, поскольку последняя показала низкую эффективность в достижении личностных результатов. Это новые подходы и к конструированию содержания ОУР, которое включает несколько этапов: концептуализацию, аксиоматизацию, контекстуализацию (опредмечивание), интеграцию и перенос.
Задача этапа концептуализации — определить общекультурное ядро содержания ОУР, которое отвечает на вопросы: что такое мир вокруг меня? что в этом ценного? как в нем жить? Это очень важный этап, который предусматривает метафорическое моделирование языковой картины мира, выбор символов и мифов национального самосознания, отражающих архетипы, культурные коды, общекультурные и национальные ценности. Задача аксиоматизации — педагогически адаптировать и формализовать общекультурное ядро содержания ОУР в виде аксиом с использованием словесных и визуальных средств.
Пример аксиоматизации — вербальные формы и визуальные образы шести «зеленых» аксиом, выражающие значения экологического императива — центрального понятия устойчивого развития: (1) общая среда, общая судьба, общая ответственность (аксиома среды); (2) границы дозволенного природой в любой деятельности человека (аксиома Табу); (3) табу на сокращение природного и культурного (материального и нематериального) разнообразия на планете (аксиома сохранения природного и культурного разнообразия); (4) объективно существующая мера изменения окружающей социоприодной среды (аксиома меры); (5) необходимость учета в любой деятельности дефицитных ресурсов (аксиома слабого звена); (6) реальная возможность гармонии природы, общества, экономики (аксиома гармонизации). Задача контекстуального этапа — выявление значений аксиом устойчивого развития в существующем содержании всех учебных дисциплин, их опредмечивание преемственно по классам; «открытие» обучающимися нравственных принципов поведения для устойчивого развития (принципы предосторожности; мягкого управления, природоподобия, планетарной ответственности, несовместимости ЭКО и ЭГО и др.). Задача этапа интеграции и переноса — соединение результатов предыдущего этапа и их использование для получения на практике опыта решения проблем устойчивого развития местного сообщества [2].
Достичь цели 4.7 невозможно без синтеза образования, науки и инноваций. Речь идет о двух первостепенных задачах: о преодолении многодесятилетнего отставания содержания современного общего образования от ушедшей далеко вперед науки и о развитии постнеклассической дидактики с соответствующей подготовкой педагогических кадров.
Литература
- Рыжаков М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 1. С. 49–51.
- Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. Зеленая аксиома. Трансдисциплинарность. М.: Образование и экология, 2015. 320 с.
Комментарии
Добавить комментарий