Лингвистический материал как фактор, детерминирующий зрительное восприятие устной речи

Георгиева Дияна Паскалева (Стара Загора, Болгария), доктор дефектологических наук, ассистент, Педагогический факультет Тракийского университета.

Аннотация. Зрительное восприятие устной речи – это процесс перекодирования акустического кода в оптический. Для его эффективной реализации необходимо иметь определенные факторы, которые охватывают различные аспекты детерминизма. Статья посвящена одному из этих факторов – лингвистическому материалу. Представлено исследование, результаты которого позволяют сделать вывод, что контекстуальные факторы оказывают выраженное влияние на зрительное восприятие речи на уровне текстовых стимулов.

Ключевые слова: лингвистический материал, зрительное восприятие устной речи, глухота, факторы-детерминанты.

LINGUISTIC MATERIAL AS A FACTOR, DETERMINATING THE VISUAL PERCEPTION OF ORAL SPEECH

Georgieva Diyana Paskaleva (Stara Zagora, Bulgaria), Doctor of Special Education, Assist. Prof., Faculty of Education, Trakia University

Abstract. Visual perception of speech is a process of transcoding the acoustic code into an optical. It is necessary for its realization to have certain factors that cover different aspects of determinism. The article is dedicated to one of these factors – the linguistic material. A study is presented whose results allow a summary that contextual factors have a pronounced influence on the visual perception of speech at the level of textual stimuli.

Keywords: linguistic material, visual perception oral speech, deafness, factors-determinats.

восприятие чужой речи – это сложный процесс. По отношению к сенсорному каналу слушающего человека слух является ведущим. Для осуществления этого процесса необходимо присутствие многих благоприятных факторов. Наиболее важным из них является наличие и использование общего (конвенционального) кода. В некоторых коммуникативных ситуациях применение общего кода недостаточно – например в коммуникативной ситуации между слушающим и глухим человеком. В таких коммуникативных ситуациях глухой человек обычно воспринимает чужую речь через зрительно-сенсорный канал.

Зрительное восприятие устной речи представляет собой сложный процесс перекодирования звуковых кодов в оптические. Это коммуникативная система, которая важна для слушающих и для глухих детей. Во второй группе она играет ключевую роль, особенно у людей с тяжелой, глубокой и полной потерей слуха.

Эффективная реализация сложного процесса зрительного восприятия речи связана с наличием определенных факторов, важных для общения, которые охватывают различные аспекты детерминизма при формировании соответствующих навыков. Одним из таких факторов является лингвистический материал – слова, предложения, текст.

Проблема его влияния на успешную реализацию визуальной перцепции речи, эффективность формирования способности к скорости, точности и осознанности воспринимаемой информации изучается, исследуется и интерпретируется разными авторами [1, 2, 4, 5]. В сравнительно ранних исследованиях отмечается, что особенности лингвистического материала и способы его представления изменяют визуальную идентификацию [6]. Наибольшие результаты в зрительном восприятии устной речи были продемонстрированы с помощью вопросительных конструкций. В отечественных исследованиях и, соответственно, опубликованные результаты в основном ориентированы на наличие или отсутствие оптических характеристик звуков. Однако известно, что слова, предложения и тексты не являются механическим набором звуков, расположенных линейно. Отсутствуют глубокие научные исследования взаимосвязи между навыками визуальной перцепции устной речи и сложностью лингвистического материала. Установление такой связи может рассматриваться как важная предпосылка для решения проблемы визуального восприятия речи в широком контексте – коммуникативные ситуации, социальный и культурный контекст.

Данная экспозиция приводит к необходимости тщательного изучения влияния лингвистического материала на процесс зрительного восприятия речи.

Основная цель исследования – определение зависимости зрительного восприятия речи от сложности языкового материала у детей с нарушениями слуха. Разработанные экспериментальные задания для оценки зрительного восприятия устной речи соответствуют возрасту, когнитивным и языковым способностям обследованных лиц. Последние сформировывают репрезентативную выборку из 45 детей и учеников в возрасте 8–10 лет.

Экспериментальное исследование состоит из словесных стимулов на болгарском языке, разделенных на три модуля: 70 слов, 10 предложений, два текста, один из которых содержит ключевые моменты семантического компонента знакомой народной сказки, а другой – короткий по объему и с неизвестным содержанием. Стимулы предоставляются за чтением экзаменатором, исключая доступ к слуховой модальности участников и использование только зрения.

Условия проведения экспериментальных проб, критерии и показатели оценки уровня сформированности рассматриваемых умений стандартизированы. Это является необходимым условием достоверности полученной эмпирической информации, собранной с помощью более 1800 протоколов о достижениях отдельных детей.

На основании экспериментального исследования были получены следующие результаты.

Самые высокие показатели зафиксированы в первом тексте – 62%. Самый низкий результат отмечается при декодировании семантического компонента второго текста (46%), что неудивительно с точки зрения повышенных показателей сложности. Меньше, чем ожидалось, результат, полученный при визуальном восприятии предложений (53%), который, согласно предварительным ожиданиям, должен соответствовать более высоким показателям, чем при визуальной перцепции слов (55%). По сравнению со словами предложения являются более сложными сигналами. Несмотря на их более сложную природу, они служат, чтобы высказывать законченные мысли. Таким образом, процесс мышления становится более целенаправленным. Глухие дети медленнее понимают связи, создаваемые между словами в предложениях. Это, вероятно, причина более низкого процента положительных реакций. Разница в процентах правильных ответов в пользу слов по сравнению с предложениями показывает, что роль синтаксических связей для детей с нарушениями слуха по-прежнему незначительна, так как эти отношения в основном генерируются глаголами, которые характеризовались самым низким достижением в эксперименте. В то же время способность визуализировать отдельные слова – в основном, существительные – была важным условием для декодирования содержания предложения.

Еще более ярким примером контекста, связывающего лексические единицы с грамматическими конструкциями и стимулирующего антиципацию, являются высокие результаты, полученные при визуальном восприятии предложений в прерывистой последовательности, структурирующие семантическое содержание первого текста (сказка «Репка»). Зная фабулу сказки, ученикам нетрудно прогнозировать включение «нового» персонажа в каждое предложение и на этой основе легко перенять оптические характеристики слов. В дополнение к контексту, общая тема в предложениях, которая в значительной степени объединяет их, также влияет на их правильное визуальное восприятие после распознавания ключевых для декодирования их содержания слов. Семантическая композиция текста была хорошо известна детям благодаря изучению сказочной истории на более ранней стадии. Это детерминировало легкость стимулов, которые поощряли удовольствие и повышали мотивацию учеников для их визуальной идентификации. Высокие результаты, достигнутые в первом тексте, свидетельствуют о реальных возможностях визуального восприятия речи.

Хотя учащиеся продемонстрировали успех, чьи средние показатели немного выше, чем те, которые получены при распознавании слов и предложений, визуальное восприятие второго текста дефинируется как сложная задача в эксперименте. Прежде всего, содержание текста было неизвестно детям. Кроме того, экспериментатор заранее не представил общую тему устного изложения. Большое значение играл тот факт, что, в отличие от других словесных стимулов, которые имели дополнительную визуальную поддержку посредством изображений субъекта и сюжета, при представлении стимула – Текст 2 такой ссылки не хватало. Таким образом, стимул, называемый условно Текст 2, представляет сложность для умеющих читать по губам. Это позволяет нам сделать вывод о том, что его можно использовать в качестве контрольного теста для измерения и проверки эффективности навыков визуального восприятия, а также для развития и расширения опыта чтения с лица.

По результатам экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Наибольшие результаты в визуальном восприятии и понимании языкового материала отмечены при представлении известного по содержанию текста. Предварительное изучение семантического контента позволяет проявить роль глобального контекста, который обеспечивает антиципацию [3].
  2. Наибольшую трудность ученики испытывают при расшифровке содержания визуально принятых предложений из-за недостаточного знания значений слов. Синтаксические конструкции выражают суждения и умозаключения, которые присущи абстрактнологической модели мышления. Абстрактно-логическое мышление у детей с нарушениями слуха часто находится в позиции дефицитарного развития.

Литература

  1. Алякринский В.В. Зрительное восприятие устной речи при нормальной и нарушенной слуховой функции. – Л.: Наука, 1979.
  2. Бельтюков В.И. Чтение с губ. – М.: Педагогика, 1970.
  3. Ivanova V., Temnikova M. Anticipation in the structure of the solving problems skill. European Scientific Journal. 2018. P. 6–14.
  4. Marschark M., Lang, H. & Albertini J. Educating deaf students. From research to practice: Oxford University Press. – New York, 2002.
  5. Миронова Э.В. Оценка навыка чтение с губ. – М., 1980.
  6. Taaffe G. A film of lip reading. John Tracy Clinic Research Papers. – Los Angeles, 1957, № 2.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Георгиева Д.П. Лингвистический материал как фактор, детерминирующий зрительное восприятие устной речи // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 139-141.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки