Н.В. Верещагина ГДОУ № 23 – Центр развития ребенка Красносельского района Санкт-Петербурга
Становление письменной речи является длительным, энергозатратным и трудоемким процессом для ребенка. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что большинство детей дошкольного возраста сталкиваются с проблемами усвоения устной речи, то есть имеют разнообразные речевые расстройства, которые в школьные годы проявляются в виде дисграфий и дислексий – проблем овладения письмом и чтением.
Целью исследования стало изучение психофизиологических предпосылок успешности усвоения письменной речи детьми 6–7 лет в количестве 327 человек. В качестве аппаратурной методики использовался компьютерный вариант авторской программы комплексной рефлексометрии «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (Каменская, Урицкий, 1998), позволяющей оценить скорость реакции ребенка на зрительные и слуховые сигналы, процент фальшь-стартов и пропущенных сигналов при выполнении заданий правой и левой рукой. На основании анализа литературы были предложены критерии оценки степени зрелости сенсомоторных реакций: сформированность рефлекса на время на обе руки (интервал ±80 мс), выраженное преимущество одной руки в деятельности; наличие разницы в скорости реагирования на поток сенсорных стимулов между правой и левой рукой. По результатам исследования дети распределялись на три группы – со зрелыми, незрелыми и промежуточными вариантами сенсомоторного реагирования. Также у детей определялся индивидуальный профиль функциональной асимметрии, уровень невербального интеллекта, зрительно-пространственной памяти, зрительно-моторной координации и произвольного внимания. Все дети на момент обследования не имели речевых расстройств и неврологической симптоматики.
Проведенное исследование позволило установить, что психофизиологическими предпосылками трудностей становления письменной речи являются: снижение точности и скорости реагирования на зрительные и особенно слуховые сигналы, трудности формирования рефлекса на время (дети с трудом отслеживают временные интервалы), то есть недостаточная сформированность сенсомоторных реакций к началу обучения в школе, а также незрелость мозговых структур, на которую указывает невыраженный профиль функциональной асимметрии. Статистическая обработка результатов позволила выявить достоверную связь выраженности функциональной асимметрии со зрелостью сенсомоторного реагирования. Также обнаружено, что в процессе обработки информации выраженность межполушарной асимметрии отвечает за точность, а зрелость сенсомоторных реакций – за скорость ответов детей 6–7 лет.
Роль межполушарной асимметрии в становлении письменной речи не вызывает сомнений. Однако не существует достаточно обширных сведений о ее влиянии на процесс становления графо-моторных операций у детей предшкольного возраста. Проведенное исследование показало опосредованный характер влияния зрелости мозговых структур на становление письменной речи у детей через зрительно-пространственную память и зрелость сенсомоторных реакций, что закономерно обусловливает зрительно-пространственный характер затруднений в графо-моторных операциях на начальном этапе усвоения письма.
Сравнительный анализ психических функций у детей с предпосылками трудностей становления письменной речи и без таковых показало, что они отличаются от сверстников достоверно более низким уровнем зрительно-моторной координации и достоверно более низкой переключаемостью и устойчивостью произвольного внимания.
Таким образом, внешнее отсутствие нарушений звуковой стороны речи не является показателем нормального функционирования систем сенсомоторной интеграции и межполушарного взаимодействия, лежащих в основе возникновения трудностей в усвоении письменной речи детьми.
Комментарии
Добавить комментарий