Л.Ю. Горячкина Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Россия
Ключевые слова: ритмика; слуховое восприятие; дети с нарушениями слуха; младший школьный возраст.
Введение. Слуховое восприятие играет важную роль в восприятии информации из окружающего мира, а также в развитии речи. На слуховой основе базируется восприятие музыки, способствующее формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, развитию ритмической способности, обогащению двигательной сферы [1]. При нарушениях слуха восприятие звуков из внешнего мира искажается, снижается способность чувствовать ритм. Нарушается речь, в том числе ее темпо-ритмическая сторона. Наиболее часто подобные проблемы встречаются у детей с нарушениями слуха в дошкольном и младшем школьном возрасте из-за незавершенного процесса компенсации. Существует много различных методов коррекционной работы, направленных на развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха. Распространенным методом является коррекционная ритмика. В случае с детьми с нарушениями слуха используется фонетическая ритмика [2]. Фонетическая ритмика представляет собой комплекс двигательных элементов с музыкальным сопровождением. Основным моментом этой работы является воспроизведение речевого материала в течение всего занятия. Развивающееся в ходе специального обучения слуховое восприятие служит основой для формирования устной речи, обогащения представления детей о неречевых звучаниях окружающего мира, формирования интонационно-ритмической стороны устной речи [3].
Материалы и методы. Фонетическая ритмика как средство развития слухового восприятия используется в специальных учреждениях, где обучаются дети с нарушениями слуха. Ярким примером является ГБОУ «Семёновская школа-интернат» Республики Марий Эл. Исследование включало в себя такой психологический метод, как наблюдение.
Результаты. В исследовании приняли участие учащиеся младших классов. Упражнения, используемые педагогом на занятии, были направлены на развитие слухового восприятия, звукопроизносительной и темпо-ритмической сторон речи. Также использовались задания, на которых дети под музыку воспроизводили ритмы различной сложности. Инструкции и речевой материал педагог предъявляла на слухо-зрительной основе. Во время наблюдения было отмечено, что учащиеся 1–2‑х классов допускают ошибки в звуковом и интонационном оформлении речевого материала. У них отмечаются двигательная скованность при движении под музыку, искажения ритма, ошибки при определении характера музыки. Более высокий уровень интонационно-ритмической стороны устной речи наблюдался у учащихся 3–4‑х классов. Эти школьники выполняли движения под ритм и воспроизводили речевой материал с меньшим числом ошибок, их речь отличалась большей выразительностью.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в методике коррекционного обучения детей с нарушениями слуха фонетическая ритмика является эффективным методом развития слухового восприятия. Благодаря тому, что в ней тесно взаимосвязаны ритм и речевой материал, слуховое восприятие и аудиальный контроль за собственной речью детей достигает более высокого уровня развития.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. М.: Владос, 1996. 240 с., ил.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2001. 304 с.
- Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко Н.Д. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом // дефектология. 1995. № 1. С. 79–87.
Комментарии
Добавить комментарий