Е.В. Будыка Московский государственный университет; Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва, Россия
Ключевые слова: студентки вузов; овариально-менструальный цикл; познавательные процессы; латеральные признаки.
Введение. Циклические изменения гормонального фона в течение овариально-менструального цикла (ОМЦ) оказывают влияние на когнитивную сферу женщин [1]. Сведения о колебаниях показателей познавательных процессов в ходе цикла неоднородны. Недостаточно изучены указанные колебания при учете латеральной организации основных анализаторных систем, которая косвенно отражает функциональную асимметрию мозга и определяет ин‑ дивидуальные особенности познавательных процессов [2; 3 и др.]. Задача настоящей работы заключалась в исследовании колебаний характеристик разных компонентов познавательных процессов в течение ОМЦ у девушек-студенток, различающихся латеральными признаками в анализаторных системах.
Материалы и методы. Использовался комплекс методик изучения операциональных и динамических (скоростных и регуляторных) составляющих познавательных процессов. Учитывалась сложность модельной познавательной деятельности. В нескольких сериях исследований приняли участие студентки МГУ (суммарно 67 чел.), средний возраст которых составил 19,6 ± 1,2 года. Исследование проводилось в четыре фазы ОМЦ: менструальную (1–3-й дни цикла), фолликулярную (5–7-й дни), овуляторную (12–15-й дни) и предменструальную (22–28-й дни). Латеральная организация моторной мануальной, слухоречевой и зрительной систем определялась по схеме Е.Д. Хомской, И.В. Ефимовой [3].
Результаты. Обнаружено, что характер колебаний показателей ряда познавательных процессов в течение ОМЦ связан с особенностями латеральной организации моторных, мануальных и зрительных функций. Так, у обследованных девушек с правосторонними признаками в мануальной системе выявлены значимые колебания характеристик осуществления только сложной познавательной деятельности, в частности, ее регуляторного компонента: более высокие показатели прослеживались в овуляторную фазу цикла. А у испытуемых с симметричными и левосторонними признаками в мануальной моторной системе в овуляторную фазу было выявлено значимо лучшее качество выполнения простой познавательной деятельности. В зависимости от латерализации в зрительной системе прослеживались следующие различия: у студенток с правосторонними признаками зрительной асимметрии проанализированные характеристики выполнения и простой, и сложной познавательной деятельности значимо не изменялись в течение цикла. У студенток с симметричными и левосторонними признаками в зрительной системе выявлены значимые колебания только показателей осуществления простой познавательной деятельности: и скорость, и продуктивность ее выполнения были значимо ниже в менструальную фазу цикла. Значимых колебаний других составляющих познавательных процессов у испытуемых данной группы не отмечалось.
Заключение. Полученные материалы свидетельствуют о том, что циклические колебания гормонального фона у девушек-студенток, различающихся латеральными признаками, по-разному сказываются на разных компонентах их познавательных процессов.
- Гордеева М.С. Динамика состояния когнитивных функций студенток в течение овариально-менструального цикла // Научный руководитель. 2018. № 5. С. 23–32.
- Николова П.П., Негрев Н.Н., Николова Р.И., Джебаров С.С. Менструальный ритм, менструальный интервал, продолжительность менструации у леворуких и праворуких женщин // Физиология человека. 2003. № 3. С. 143–144.
- Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М. : Академия, 2011. 160 с.
Комментарии
Добавить комментарий