Л.В. Токарская А.И. Котюсов Уральский федеральный университет Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: ай-трекинг; дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития; психолого-педагогическая диагностика.
Актуальность. В настоящее время наблюдается существенная нехватка средств психолого-педагогической диагностики, доступных для детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР). Это определяется прежде всего тем, что дети с ТМНР зачастую не владеют речью, а многие из них не могут использовать для манипуляции руки, что делает невозможным применение классических психодиагностических процедур. Кроме того, содержание большого количества заданий, применяемых в условиях обследования на психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК), им также недоступно.
К категории лиц с ТМНР относят тех, у кого наблюдается сочетание трех и более выраженных нарушений в развитии, при этом основной в клинической картине ТМНР является умственная отсталость [1]. Интеллектуальное и психофизическое недоразвитие детей с ТМНР, как правило, проявляется в тяжелой или глубокой степени и может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы, аутистическими расстройствами и пр.
Цель исследования: уточнение возможностей использования eyetracker (ай-трекинга) для проведения обследования и реабилитации детей с ТМНР.
Гипотеза. Наличие адаптированного под особенности детей, их возможности и способности инструментария позволит точнее определить состояние интеллекта и направления дальнейшего обучения.
В ходе работы над проектом был проведен обзор исследований, описывающих возможности использования ай-трекинга для диагностики и реабилитации детей с ОВЗ. Так, большое количество мировых исследований с применением этой технологии имеют своей целью изучение когнитивного развития детей, не имеющих ТМНР, а для детей с ТМНР ай-трекер предлагается использовать в направлении создания вспомогательных коммуникативных решений [2].
В обследовании был использован eye-tracker Tobii PCEye, интегрированный с планшетом Lenovo Miix 510.
Методика исследования. Классические методики, применяемые при проведении обследования детей на ПМПК [3]: сенсорные эталоны, изображения частей лица и тела, действий, частей суток. В ответ на задержку взгляда ребенка на верном ответе в 300 миллисекунд ай-трекер фиксирует это, и изображение анимируется. Все методики направлены на уточнение особенностей понимания обращенной речи и узнавание изображений. Изображения были адаптированы дизайнером.
Результаты выполнения заданий анализировались с использованием качественной и количественной оценки, включающей в себя сравнение длительности фиксации на объектах, оценки траектории взгляда.
выборка: десять воспитанников Екатеринбургского детского дома для детей-инвалидов, пять из которых проживают в паллиативном отделении, еще пять — в социально-реабилитационном.
Результаты исследования. Провести процедуру удалось с восемью испытуемыми, поскольку один не вступил в контакт, взгляд второй было невозможно зафиксировать из-за тяжелого нистагма.
С выполнением заданий на понимание сенсорных эталонов и изображений частей лица и тела справились четыре ребенка. Изображения действия узнали три ребенка, а изображения суток и времен года — два ребенка.
Низкое количество верных ответов могло возникнуть из-за того, что для обследования были использованы стандартные пробы, адаптированные для предъявления на планшете, дети не реагировали на инструкцию или не понимали ее. Такое поведение может быть связано с множеством причин: неразвитость когнитивных механизмов; низкий уровень развития рецептивной речи; низкий уровень развития исполнительных функций; нарушения зрительного или слухового восприятия; другие факторы, которые не были проконтролированы. Сложно также оценить, было ли задание выполнено, или направление взгляда на целевой объект было случайным.
Это вызывает ряд вопросов, поскольку такие задания содержатся в традиционных процедурах исследования в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендуются авторами для изучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л. М. Шипицына и др.), содержатся в разработках Федерального ресурсного центра для детей с ТМНР.
Выводы. Использование ай-трекера расширяет возможности специалистов ПМПК, позволяя проводить изучение детей, которым недоступны методики, предъявляемые в традиционных формах. Целевой группой станут прежде всего дети, имеющие выраженные трудности в использовании речи и во владении верхними конечностями. Однако для того, чтобы применение ай-трекера смогло быть более эффективным при определении когнитивного развития детей с ТМНР, необходима разработка или Адаптация специальных методик, например, с применением хабитуации [4].
- Царев А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениям в развитии и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ // воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2014. № 3. С. 12–19.
- Myrden A., Schudlo L., Weyand S. et al. Trends in communicative access solutions for children with cerebral palsy // J. of Child Neurology. № 29. P. 1108–1118.
- Забрамная С.Д., Бровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М. : Владос, 2003. 115 с.
- Colombo J., Mitchell D. W. Infant Visual Habituation // Neurobiol Learn Mem. 2009. Sept. № 92 (2). P. 225–234.
Комментарии
Добавить комментарий