Э.Э. Сыманюк, А.А. Печеркина, А.В. Мальцев, А.И. Котюсов Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: выбор карьеры; профессиональное самоопределение; неопределенность будущего; образовательные и профессиональные траектории; нейропсихологические методы; ай-трекинг.
Введение. Происходящие в общественной, в том числе в профессиональной жизни человека изменения вызывают постоянный повышенный интерес, связанный с необходимостью прогнозирования будущего. Неопределенность становится нормой существования современного человека как полноправного члена общества. Соответственно, это требует и изменения подхода к выбору про‑ фессионального будущего молодежью.
Изучением профессионального самоопределения занимаются психологи, социологи, педагоги [1–3]. Следует отметить, что при наличии большого количества исследований влияния психологических факторов на выбор профессии существуют лишь отдельные работы, изучающие влияние личностных нейрокогнитивных особенностей на выбор карьеры [4].
Основная цель работы — разработка прогностической модели профессиональной ориентации молодежи на основе результатов исследования с использованием комплекса методов, в том числе и нейрокогнитивных.
Материалы и методы. В исследовании предполагается комплексное и последовательное применение классических методов психологии и нейрокогнитивных методов изучения особенностей профессионального самоопределения личности. Оценка того, какие особенности личности молодежи влияют на формирование ценно‑ стей и выбор профессии, будет проводиться с помощью опросника Big Five Inventory — 2 (русскоязычной адаптированной версии) и опросника А. Мехрабиана. Психофизиологические измерения предполагается проводить методом ай-трекинга. Планируется разработать уникальный стимульный материал, состоящий как из пассивных заданий (коротких видеороликов), так и из активных, в которых участникам будет необходимо совершить выбор правильного ответа. Для оценки степени привлечения внимания к визуальным стимулам планируется использовать окуломоторные показатели: спонтанная частота моргания; длительность и скорость саккад; средняя длительность фиксаций. Диаметр зрачка измеряется с целью определить когнитивную нагрузку, которую участники испытывают во время выполнения пробы. Данная методика позволит оценить стилевые особенности выполнения задач из разных профессиональных областей, индивидуальные реакции на эти задачи, сравнить реальную и потенциальную эффективность выполнения заданий.
Результаты. Разработан дизайн исследования, заключающийся в лонгитюдной оценке у учащихся психологических факторов, в том числе нейрокогнитивных, перед выбором профессии и сборе данных о совершенном ими выборе. Данный дизайн позволяет разработать предсказывающую модель, где в качестве определяющих факторов будут выступать личностные особенности респондента, а в качестве зависимой переменной — вероятность выбора той или ной профессии.
Заключение. Разработана методологическая база для проведения исследования психологических и нейрокогнитивных факторов профессионального самоопределения молодежи. Составленный дизайн исследования включает пилотажную апробацию методом ай-трекинга и классических психологических методов для оценки личностных факторов профориентации и дальнейшие применение в полевых и лабораторных исследованиях на выборке учащихся из числа студентов и школьников старших классов.
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.
2. Меренков А.В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения. Екатеринбург: Сократ, 2006. 184 с.
3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
4. Appelbaum N.M. S. H. Cognitive and affective processes underlying career change // Career Development International. 2012. Vol. 17, iss 7. P. 683–701.
Комментарии
Добавить комментарий