Е.А. Коноплева Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: внимание; успешность деятельности; профессиональная успешность обучающихся.
Введение. Нейрообразование в современном контексте является продуктом интеграции трех основных составляющих: нейронауки, изучающей структуру и функции мозга; педагогики, в частности такой категории, как обучение; психологии, изучающей поведение и психические процессы. Одна из задач нейрообразования — формирование учебных навыков у обучающихся путем стимуляции развития познавательных и иных функций. Основоположник нейропсихологии А.Р. Лурия основное внимание уделял экспериментальному исследованию локализации высших психических функций. Согласно его мнению, любая организованная психическая деятельность человека характеризуется селективностью (избирательностью), позволяющей выбрать из огромного числа раздражителей только те, которые дают возможность достигнуть требуемого результата и выполнить нужную деятельность [1]. Успешность представляется субъективно переживаемой характеристикой деятельности человека в той или иной сфере, связанной с оценкой результата этой деятельности. В связи с этим успех можно рассматривать как результат конкретной деятельности, представленный в той или иной форме, в то время как успешность является характеристикой, качеством этой деятельности и может быть различной [2]. Изучению профессиональной успешности посвящены работы отечественных психологов В.А. Бодрова, В.А. Толочека, Э.Ф. Зеера, А.Е. Климова, О.Н. Родиной, Н.С. Пряжникова. Профессиональная успешность представляет собой совокупность личностных характеристик профессионала, обеспечивающих эффективность выполняемой деятельности. Наряду с успешностью собственно профессиональной деятельности, большое значение имеет вопрос об успешности предваряющей ее деятельности — учебно-профессиональной. В системе современного образования значимое место занимает вопрос учебно-профессиональной успешности обучающихся. От того, насколько эффективно будущий специалист осваивает необходимые знания, приобретает умения и навыки, как сформированы его основные компетенции, будет зависеть его профессиональная успешность в будущем. Развитие познавательных процессов является неотъемлемой частью формирования профессиональных компетенций. восприятие, внимание, мышление объединяются в единый процесс умственной деятельности и играют значимую роль в осуществлении профессиональной деятельности и, как следствие, в профессиональной успешности специалиста.
В силу специфики профессиональной деятельности сотрудников полиции нельзя недооценивать значимость профессионально сформированного внимания. внимание как ориентировочно-поисковый процесс направляет и сосредоточивает сознание на определенных объектах действительности при одновременном отвлечении от других, обусловливает избирательность, отбор информации, поступающей через органы чувств.
Материалы и методы. Гипотеза исследования заключается в предположении, что внимание играет значимую роль в успешности профессионально-учебной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России. Для проверки гипотезы проведено исследование на обучающихся 3‑го курса образовательной организации МВД России, общий объем выборки составил 50 чел. Используемые методики: тест Мюнстерберга, методика «Расстановка чисел», методика «Счет по Крепелину», корректурная проба (тест Бурдона), методика изучения успешности учебно-профессиональной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России (Е.В. Распопин, А.И. Яруллина). Обработка и анализ полученных результатов осуществлялись с помощью русскоязычной версии программы «Статистика 10».
Результаты. Для проверки гипотезы исследования был проведен корреляционный анализ показателей внимания и успешности учебно-профессиональной деятельности всей выборки в целом. В процессе анализа сильная положительная связь умеренной степени значимости (0,01) была выявлена между переменной «Средний балл за прошедшую промежуточную аттестацию» с данными методики «Счет по Крепелину» (r = 0.709). Значит, чем выше у курсантов продуктивность работы, уровень устойчивости и переключаемости внимания, тем выше будут результаты промежуточной аттестации. Умеренные положительные связи средней степени значимости (0,01) выявлены между следующими данными: методика «Мюнстенберга» и переменные «Средний балл за прошедшую промежуточную аттестацию» (r = 0.640), «Показатель успешности учебной деятельности» (r = 0.438), «Итоговый показатель успешности учебно-профессиональной деятельности» (r = 0.399); методика «Расстановка чисел» и переменные «Средний балл за прошедшую промежуточную аттестацию» (r = 0.686), «Показатель успешности учебной деятельности» (r = 0.391), «Итоговый показатель успешности учебно-профессиональной деятельности» (r = 0.388); методика «Корректурная проба» и переменные «Средний балл за прошедшую промежуточную аттестацию» (r = 0.577); «Показатель успешности учебной деятельности» » (r = 0.524), «Балл за участие в НИР курсантов» (r = 0.546), «Балл за участие в спортивной деятельности» (r = 0.379), «Показатель успешности внеучебной деятельности» (r = 0.304); «Итоговый показатель успешности учебно-профессиональной деятельности» (r = 0.656); методика «Счет по Крепелину» и переменная «Показатель успешности учебной деятельности» (r = 0.445). Умеренные положительные связи низкой степени значимости (0,05) выявлены между данными тестов на внимание и переменными «Балл за участие в НИР курсантов», «Показатель успешности внеучебной деятельности», «Итоговый показатель успешности учебно-профессиональной деятельности». Учитывая довольно высокую корреляционную связь данных, полученных по проводимым методикам с переменной «Средний балл за прошедшую промежуточную аттестацию» (r‑Пирсона = 0.709; 0.640; 0.686; 0.577), можно с уверенностью утверждать, что развитые произвольное внимание, распределение, избирательность, устойчивость, переключаемость внимания оказывают прямое влияние на успешность учебно-профессиональной деятельности. При исследовании биологических факторов (пол, возраст) значимых корреляций с показателями учебно-профессиональной успешности нет, что позволяет исключить взаимосвязь биологических факторов и успешности учебно-профессиональной деятельности.
Заключение. внимание играет немаловажную роль в успешности профессионально-учебной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России. Профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов предшествует обучение в образовательной организации МВД России. Применение в процессе подготовки игровых методов, изучение причинно-следственных связей, анализ возможностей и перспектив являются хорошими нейрообразовательными стратегиями. Развивая внимание, мы повышаем успешность будущей профессионально-учебной деятельности студентов, что, в свою очередь, является основой формирования будущих профессионалов.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.
- Емельяненко А.А., Петровская М.В. Успешность учебной деятельности курсантов военных вузов и некоторые ее детерминанты // Фундаментальные исследования: [сайт]. 2014. № 8–7. С. 1692–1700. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35279 (дата обращения: 10.05.2019).
Комментарии
Добавить комментарий