Т.Н. Тихомирова, Л.А. Вербицкая, Ю.П. Зинченко, И.В. Гайдамашко
С.Б. Малых Психологический институт РАО, Москва, Россия
О.А. Калмык Институт развития образования и повышения квалификации, Тирасполь, Молдавия
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17‑29‑09147.
Ключевые слова: скорость переработки информации; рабочая память; интеллект; государственный экзамен по русскому языку; эффективность национальной системы образования; старший школьный возраст.
Введение. Поиск когнитивных предикторов успешности в обучении языку связывается как с базовыми когнитивными характеристиками — скоростью переработки информации и рабочей памятью, так и с общими — интеллектом [1]. Вместе с тем, соотношение когнитивного функционирования и успешности обучения родному языку может меняться на протяжении всего периода школьного обучения и зависит от социально-экономических условий и эффективности системы национального образования [2]. В настоящем исследовании анализ когнитивных основ обучения русскому языку проводится на выборках русскоязычных одиннадцатиклассников из России, Киргизии и Молдавии — трех государств со сходной организацией системы образования, но различающихся эффективностью ее функционирования и социально-экономическим статусом.
Материалы и методы. выборка исследования включает 545 русскоязычных учеников 11‑х классов (среднее значение возраста = 17,42 ± 0,59; 36,1% юношей), обучающихся весь школьный период на русском языке в государственных школах России, Киргизии и Молдавии.
Для оценки показателей скорости переработки информации и рабочей памяти использовались компьютеризированные тесты «время реакции выбора» и «Последовательности» [3]. Диагностика интеллекта проводилась с помощью теста «Стандартные прогрессивные матрицы». В качестве показателей успешности в обучении использовались тестовые баллы государственных экзаменов по русскому языку: единого государственного экзамена (на выборке российских школьников), общереспубликанского тестирования (на выборке киргизских школьников) и единого государственного экзамена (на выборке молдавских школьников). Данные обрабатывались методами однофакторного дисперсионного, корреляционного и множественного регрессионного анализа.
Результаты. Среди анализируемых показателей когнитивного развития в наибольшей степени с эффективностью функционирования национальной системы образования связан уровень развития невербального интеллекта одиннадцатиклассников, который прямо пропорционален качеству обучения в стране, в меньшей степени — уровень развития рабочей памяти.
Показано, что в Киргизии (группа стран со средним уровнем развития) и Молдавии (группа стран с высоким уровнем) с результатом государственного экзамена по русскому языку связан только невербальный интеллект, а в России, которая входит в группу стран с очень высоким уровнем развития, наряду с невербальным интеллектом актуализируется рабочая память.
Заключение. Различия в структуре взаимосвязей когнитивного функционирования и успешности в обучении русскому языку связаны как с целями государственного экзамена (выявление способных к дальнейшему обучению или проверка школьных знаний), так и с большей когнитивной нагрузкой при выполнении заданий в условиях низкой эффективности образования.
- Вербицкая Л.А., Зинченко Ю.П., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование // Вопр. психологии. 2017. № 1. C. 26–40.
- Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. М. ; СПб. : Нестор — История, 2017. 312 c.
- Tosto M. G., Tikhomirova T., Galajinsky E. et al. Development and Validation of a Mathematics-number sense Web-based Test Battery // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 86. P. 423–428.
Комментарии
Добавить комментарий