Адаптация детей мигрантов на примере СПб ГБУ СО социальный приют для детей «Транзит»

Е.А. Варфоломеева (Санкт-Петербург) - к. психол. н., педагог-психолог СПб ГБУ СО соц. приют для детей «Транзит»

Одной из наиболее ярких особенностей ситуации в современной России являются миграционные процессы. Они охватывают и «втягивают» в свою орбиту все социальные слои и группы населения, различные сферы жизнедеятельности человека. Это, в свою очередь, влечет за собой резкое возрастание социально-психологической напряженности со стороны как мигрантов, так и коренных жителей.

Без сомнения, процесс миграции отражается не только на взрослой личности, но и на личности ребенка. Дети мигрантов, как и взрослые, стоят перед проблемой необходимости адаптироваться к новым социокультурным условиям. Это важно, поскольку в результате данного процесса меняется все, что раньше традиционно окружало юных переселенцев: от природно-климатических условий, социальных, экономических, психологических отношений до отношений в собственной семье.

Кроме того, нельзя не учитывать личностные изменения, происходящие у детей в условиях миграции. Эти условия наиболее значимы для юношеского возраста, когда в самосознании молодых людей происходят качественные изменения, вызванные личностным и профессиональным самоопределением, что находит отражение в направленности личности растущего человека. Этим изменениям подвержены люди, включенные в процессы внешней и внутренней миграции.

Стоит отметить, что до сих пор нет однозначного определения «миграция», не определены условия, позволяющие рассматривать миграционный процесс позитивно. Нам импонирует определение миграции, предложенное С.К. Бондаревой. Под миграцией она понимает пространственную активность (перемещение) индивида, направленную на овладение ресурсами новых территорий, связанную с переменой места жительства (Бондарева, Колесов, 2004). Определение автора миграции более оптимистично и позволяет рассматривать ее как постоянное явление, способствующее решению проблемы территорий.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная адаптация является важным условием в процессе вживания мигранта в новый «мир», социум. Нам интересен процесс адаптации молодых людей. Мы считаем, что этому процессу способствует молодежная субкультура, которая всегда носит интеграционный характер. Мы предполагаем, что молодежная субкультура, может способствовать эффективной социальной адаптации мигрантов. Молодые люди реализуют себя в неформальных группах как элементах субкультуры. Благодаря субкультуре они взаимодействуют с обществом и доминирующей культурой (культурой взрослых).

Вышесказанное определило цель и задачи нашего исследования:
– определить уровень толерантности представителей неформальных объединений к мигрантам;
– выявить Направленность личности мигрантов и коренного населения;
– определить возможности субкультуры в адаптации молодых людей мигрантов.

В эмпирическом исследовании приняло участие 100 чел.: 49 воспитанников СПб ГБУ СО социального приюта для детей «Транзит» и 51 подросток СОШ № 288. Анализ результатов позволил выделить две группы. В первую группу вошли испытуемые с большим значением выраженности индивидуальной направленности («Я»), а во второй группе оказались испытуемые, показавшие выраженную направленность на общество («О»). В свою очередь, в этих двух группах были выделены по две подгруппы. Группа «Я» была разделена на подгруппы: «Я – индивидуальное» и «Я – уединенное». Группа «О», соответственно, на «Принятие общества» и «Требования к обществу».

Первую подгруппу с выраженностью «Я – индивидуальное» составили испытуемые 16–18-летнего возраста (8,8%). Эти испытуемые положительно относятся к себе и проявляют стремление реализоваться в обществе, определить свою позицию и место в нем. В данную подгруппу в большей степени входят испытуемые, являющиеся коренными жителями. Испытуемые данной группы не являются членами неформальных групп. Это говорит о том, что молодые люди стремятся утвердиться в социально значимых группах и видах деятельности. На первое место по влиянию и значимости в своей жизни они ставят семью, на второе место они ставят друзей и сверстников.

Анализируя описания испытуемыми данной группы одного дня из прошлой жизни, настоящей и будущей, можно сделать вывод, что они направлены в будущее. Надо отметить, что они оптимистично относятся к прошлой жизни, описывая ее через воспоминания ярких и позитивных событий. В настоящей жизни они выделяют повседневные события, связанные с реализацией социально значимой деятельности – учебой. Описывая свое будущее, они больше внимания уделяют предстоящему поступлению и поиску перспективной, интересной работы.

При взаимодействии с другими национальностями, по данным методики «Социограмма», представители этой подгруппы ставят себя как представителей своей национальности в центр. Это означает, что молодые люди или требуют к себе особенного внимания, или демонстрируют представление о себе как о лидерах в многонациональном пространстве.

Данные по второй подгруппе первой группы с выраженной направленностью «Я – уединенное» показывают, что в данной группе преобладают мигранты русской национальности (40,5%). Основной возраст испытуемых, составляющих эту группу, – 16 лет. Для молодых людей характерно то, что для них наиболее значимой и ценной является их собственная личность, со своими проблемами, интересами. Интересы окружающих также учитываются, но их ценность, по сравнению с собственными, гораздо ниже. Большинство испытуемых данной группы входят в неформальные группы. Наиболее популярными оказались неформалы: стритрейсеры, металлисты, панки, рэперы, ЭМО, хиппи. Как и в первой группе, на первое место по значимости в своей жизни они поставили семью, второе место занимают друзья, третье – сверстники.

Испытуемые данной группы большое внимание уделяют будущей жизни. Наиболее значимым для них является поступление в вуз и получение диплома. При анализе методики «Социограмма» большинство испытуемых ставят себя в начале круга и выделяют себя большим кружком, т.е. обособляют себя от окружающих, пытаются выделиться и проявить себя. Они общаются со многими национальностями, но приближают к себе лишь определенные группы. Наиболее близки им русские, казахи, татары. Как видно, представители данной подгруппы в основном общаются с представителями тех национальностей, которые указали члены первой подгруппы.

Во второй группе с направленностью на общество в первую подгруппу вошли испытуемые, которые принимают общество таким как есть, пытаются с ним активно взаимодействовать. Основной возраст испытуемых этой подгруппы – 16–18 лет (3,6%). В ней преобладает коренное население русской национальности. Данная группа на первое место по значимости ставит друзей, на второе место семью, третье место занимает TV. Как и в предыдущих группах, акцент делается на будущей жизни. В неформальные группы не входят.

31,75% составили испытуемые второй подгруппы второй группы с яркой выраженностью ориентацией на общество. Интересно, что они занимают позицию потребительского отношения к обществу. Они считают, что общество им обязано, раз они поставлены в такие условия. Основную массу составляют мигранты 16-летнего возраста. Они стараются не выделяться из основной массы общества, взаимодействуют с разными национальностями. В приоритетах на первом месте они ставят друзей, затем семью и значимых взрослых. Основная масса данной группы состоит в неформальных группах.

Большое внимание уделяют своей будущей жизни, а именно получению образования и созданию семьи, стремятся заводить новые знакомства, но при этом не выделяют себя из основной массы.

В ходе исследования мы выделили третью группу, которую составили испытуемые с равной направленностью как на себя, так и на общество. Данную группу составили 15,3% испытуемых. В этой группе превалируют коренные жители русской национальности. На первое место по значимости они ставят семью, на второе место – сверстников.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Дети мигрантов в большей степени были представлены в подгруппе, которая составлена молодыми людьми, занимающими позицию потребительского отношения к обществу. Они считают, что общество им обязано, раз они поставлены в такие условия. В то же время они являются членами разнообразных неформальных молодежных объединений, что еще в большей степени создает основу позиции противостояния обществу. Небольшая часть детей мигрантов попадает в подгруппу молодых людей, стремящихся к уединению. Их общение сводится только к взаимодействию с представителями своей национальности, хотя большинство молодых людей также является членами разнообразных неформальных объединений. Мы считаем, что управление неформальными группами позволит решать разнообразные проблемы детей.

Литература

  1. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «Модэк», 2004.
  2. Дмитриев А.В. Миграция конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006.
  3. Зверева Г.И. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации. М.: Аспект-Пресс, 2003.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Варфоломеева Е.А. Адаптация детей мигрантов на примере СПб ГБУ СО социальный приют для детей «Транзит» // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 141-145. – 0,3 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки