Д.А. Бухаленкова (Москва) - аспирант МГУ имени М.В. Ломоносова
В подростковом возрасте происходит активное построение образа мира, выстраивание системы ценностных ориентаций через усвоение общественных ценностей и норм, на основе которых происходит личностное самоопределение подростка (Выготский, 1984; Гинзбург, 1988). При этом одной из активно транслируемых современным обществом ценностей является успех.
Оценка собственной успешности, основывающаяся на понимании успеха, является важным фактором формирования у подростка целостного представления о себе, своих возможностях, что определяет постановку целей на будущее и переживание осмысленности своей жизни. Таким образом, для эффективной психологической работы с подростками необходимо знать доминирующие в подростковой среде представления о мире и их ценностях.
Целью данного исследования является изучение представлений подростков об успехе и их связи с возрастными и половыми особенностями.
В данном исследовании мы исходили из гипотезы, что в подростковом возрасте представления об успехе отражают как социальные представления, так и специфику возрастных задач развития и включают достижение жизненных целей, социальное признание и саморазвитие.
Кроме того, мы предположили, что существуют половые различия в представлениях об успехе современных девушек и юношей, обусловленные традиционными образцами гендерных ролей мужчины и женщины (Кон, 1989).
В исследовании приняли участие 500 подростков в возрасте от 15 до 17 лет (М=16,1), являющихся учениками общеобразовательных школ и гимназий г. Москвы. Из них 209 (41,8%) юношей и 291 (58,2%) девушка. На момент тестирования 349 (69,8%) подростков являлись учениками 10-го класса, а 151 (30,2%) – учениками 11-го класса. Исследование проводилось в групповой форме: в течение одного урока подростки в классе заполняли все психологические методики.
Для прямого изучения представлений подростков об успехе нами был разработан опросник «Представления об Успехе Подростков» (ПУП), основанный на разработанных в гуманитарных науках классификациях данного понятия (Тульчинский, 1994). В данной методике подростки должны были выразить степень своего согласия с приведенными характеристиками успеха по 5-балльной шкале.
Также в исследовании использовались качественные методы изучения представлений подростков об успехе: в одной методике испытуемые должны были указать пять примеров успешных людей и причины их выбора; также был использован метод незаконченных предложений.
В исследовании были использованы методы статистического анализа данных при помощи компьютерной программы SPSS 18 (выявление значимых различий с помощью критериев Манна–Уитни и χ2).
Результаты и их интерпретация. Анализ результатов выполнения опросника ПУП показал, что подростки определяют успех как достижение поставленных целей, которое требует преодоления препятствий и связано с позитивными переживаниями (удовлетворением от полученного результата и чувством заслуженного счастья). Для современных подростков успех, в первую очередь, связан с личностным ростом и самореализацией, тогда как признание социума для них имеет гораздо меньшее значение, что может быть объяснено возрастными особенностями старших подростков (Божович, 1997; Выготский, 1984) или же спецификой русского понимания успеха (Тульчинский, 1994).
Было получено множество значимых различий в том, на каких успешных людей ориентированы современные юноши и девушки. Согласно собранным нами данным, девушки чаще, чем юноши, выражают свое несогласие с задачей выделения конкретных успешных людей (соответственно средние значения: 0,06 и 0,01 ответов; р=0,004) и в большей степени, чем юноши, склонны описывать образ успешного человека в общих чертах при ответе на данный вопрос (соответственно: 0,08 и 0,04 ответов в среднем; р=0,042). С одной стороны, это может говорить о более глубоком, детальном понимании успеха, а с другой стороны, об отсутствии у девушек конкретных примеров, ориентиров в их жизни.
Закономерными является различие в количестве мужских и женских примеров у каждого из полов: юноши чаще ориентируются на успешных мужчин, тогда как девушки указывают чаще примеры успешных женщин. Половые различия также проявляются в тех жизненных сферах, которые становятся источниками образцов успешности для девушек и юношей: юноши чаще пишут об успешных политиках, бизнесменах, спортсменах, тогда как девушки чаще приводят примеры из сферы шоу-бизнеса и своего окружения (семьи, друзей).
Важно также выделить некоторые особенности причин выбора девушками и юношами примеров успешных людей. Юноши, выбирая успешных личностей, были склонны в большей степени опираться на более объективные, общепризнанные критерии успешности: общественные достижения, власть, поэтому они чаще приводили в качестве примеров политиков, бизнесменов, спортсменов. Девушки же чаще приводили в качестве примеров людей из своего близкого окружения, поэтому они более подробно и развернуто описывали обстоятельства их жизни: реализацию поставленных целей вопреки жизненным трудностям, личностный рост и самореализацию, необходимость трудиться для достижения поставленных целей. Также более важным для них, чем для юношей, критерием успешности было создание любящей семьи, воспитание детей. Все выявившиеся различия затрагивают важный для современных девушек вопрос о совмещении успешной карьеры и семьи, нахождении гармоничного пути самореализации в разных жизненных сферах, поэтому они уделяют больше внимания данным аспектам жизненного успеха.
Также результаты свидетельствуют о том, что девушки имеют более развернутый, детальный образ успеха: они видят в нем не только значимый общепризнанный результат, как юноши, но и трудный путь его достижения, требующий приложения множества усилий и развития соответствующих личностных качеств.
Анализ незаконченных предложений показал, что девушки в большей степени связывают успех в жизни с самореализацией и достижением целей, личностным ростом, тогда как для юношей более значимой составляющие жизненного успеха является материальная обеспеченность. При этом ценность семьи имеет высокую значимость как для мужской, так и женской части выборки подростков.
Кроме того, результаты сравнения ответов подростков на два незаконченных предложения «Успех для мужчины…» и «Для женщины успех…» позволил установить значимые различия в представлениях подростков о мужской и женской успешности: успех для женщины, в представлении подростков обоих полов, в первую очередь связан с любовью, замужеством и материнством, тогда как карьера, материальное обеспечение семьи, авторитет и самореализация имеет большую значимость для успешного мужчины.
Выводы
Сопоставление всех полученных в исследовании данных позволяет сделать вывод о значимых различиях в представлениях об успехе современных девушек и юношей, которые показали, что девушки чаще имеют более детальный и осознанный образ успеха, чем юноши, что явно оказывает влияние на их самоопределение. Полученная информация может стать основой для коррекционной работы с представлениями подростков о себе и своем будущем.
Литература
- Божович Л.И. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 5–10.
- Выготский Л.С. Педология подростка. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. «Детская психология» / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 5–242.
- Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С.19–27
- Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
- Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.
Комментарии
Добавить комментарий