О.В. Балина (Томск) - аспирант (1 курс) НИ ТГУ
Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта № 8.1.24.2017, финансируемого по Программе повышения конкурентоспособности ТГУ.
Несмотря на то, что современные требования к качеству подготовки выпускников вузов регламентируются ФГОС поколения 3+, исследователи и практики отмечают их недостаточную готовность к началу самостоятельной профессиональной деятельности, в особенности это касается выпускников гуманитарных специальностей (Колтунова, 2014). В этой связи обращение к исследованию специфики профессионального образа мира человека на разных этапах его личностно-профессионального становления представляет значительный научный и практический интерес. Именно эта научная категория отражает, в какой степени выпускники вузов осознают ценность и смысл действий, которые составляют сущность их будущей профессиональной деятельности (Серкин, 2012; Козлова, Малкова, Щеглова, 2012).
Исследователи также отмечают значимость внутренних ресурсов человека (его личностный потенциал) для активного включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Например, отмечается наличие специфики отдельных параметров личностного потенциала (жизнестойкость, самоорганизация, самодетерминация, рефлексивность, удовлетворенность жизнью) во взаимосвязи с успешностью личностно-профессионального становления на разных его этапах (Козлова, Овчинникова, 2016). Однако роль такого параметра личностного потенциала, как толерантность к неопределенности, в становлении профессионального образа мира выпускников остается недостаточно изученной, несмотря на то, что такое знание способно пролить свет на особенности данного процесса в условиях стремительно меняющегося мира. В недавних исследованиях показано, что этот параметр оказывается значимым при овладении деятельностью, требующей готовности действовать в неопределенных и неоднозначных ситуациях (Атаманова, 2014).
Таким образом, цель нашей работы заключалась в выявлении роли толерантности к неопределенности в проявлении специфики профессионального образа мира студентов-выпускников. Мы предположили, что толерантность к неопределенности как параметр личностного потенциала обуславливает особенности содержательных характеристик профессионального образа мира студентов-выпускников гуманитарного профиля, образующих его ядерный слой: базисные убеждения и ценностные карьерные ориентации.
Исследование проводилось на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет». В исследовании приняли участие студенты-выпускники факультета психологии (n=48) и факультета иностранных языков (n=24). Общую выборку составили 72 чел.
Вся выборка была поделена по степени выраженности толерантности к неопределенности (Шкала толерантности к неопределенности Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой) с использованием описательных статистик (квантили) на три группы: Группа 1 (n=18) – низкие значения – Mn=73,11; Группа 2 (n=39) – средние значения – Mn=97,59; Группа 3 (n=15) – высокие значения – Mn=117,80.
Для выявления роли толерантности к неопределенности в определении специфики содержательных характеристик профессионального образа мира, образующих его ядерный слой (базисные убеждения и ценностные карьерные ориентации), процедуре сравнительного анализа (t-критерий Стьюдента для независимых выборок) были подвергнуты данные выделенных групп, полученные по следующим методикам: 1) «Шкала базисных убеждений» (Р. ЯновБульман, перевод и адаптация О. Кравцовой); 2) «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.Э. Винокуровой, В.А. Чикер, модификация С.А. Богомаза). Статистическая обработка собранного эмпирического материала осуществлялась с помощью пакета программ SPSS Statistica 23.0.
Результаты и их интерпретация. В отношении базисных убеждений анализ полученных результатов показал, что статистически значимые различия (p<0,05) между выделенными для анализа группами (по степени выраженности толерантности к неопределенности) были выявлены между: 1) Группой 1 (низкая толерантность к неопределенности) и Группой 2 (средние значения по Шкале толерантности к неопределенности; 2) Группой 1 и Группой 3 (высокая степень толерантности к неопределенности.
В первом случае это межгрупповые различия проявились для таких шкал базисных убеждений, как «ценность собственного Я» (t=–2,977; p=0,004) и «степень удачи или везения» (t=–2,979; p=0,004). Другими словами, студенты-выпускники гуманитарного профиля со средними показателями по толерантности к неопределенности обладают большей самооценкой и в большей степени верят в удачу в сравнении с теми, у кого толерантность к неопределенности выражена слабо.
Студенты-выпускники гуманитарных специальностей с высокими показателями по Шкале толерантности к неопределенности также статистически достоверно (p<0,05) отличались от участников исследования с низкими показателями по этому параметру в отношении ценности собственного Я (t=–4,482; p=0,000) и степени удачи и везения (t=–2,417; p=0,022). Отметим, что самые высокие значения по такой шкале базисных убеждений, как «ценность собственного Я» (Mn=4,80), получены именно в группе с высокой степенью толерантности к неопределенности.
Кроме того, были найдены статистически достоверные межгрупповые различия (Группа 1 и Группа 3) и в отношении такого показателя базисных убеждений, как «доброта окружающего мира» (t=–2,058; p=0,048). Следовательно, студенты-выпускники гуманитарного профиля, обладающие высокой толерантностью к неопределенности, могут характеризоваться высокой самооценкой, большей степенью уверенности в благосклонности окружающего мира и везения в жизни.
Далее, сравнение степени выраженности ценностных карьерных ориентаций в выделенных для анализа группах не показало статистически достоверных (p<0,05) различий ни по одному из параметров («ориентация на служение», «ориентация на вызов», «ориентация на предпринимательство», «ориентация на свободу для», «ориентация на свободу от»). Однако полученные количественные значения по указанным показателям позволяют говорить о некоторой тенденции. В частности, Группа 3 (высокая толерантность к неопределенности) демонстрирует самые высокие значения по таким карьерным ориентациям, как «ориентация на служение» (Mn=5,77) и «ориентация на вызов» (Mn=4,00). А в Группе 2 (средний уровень толерантности к неопределенности) отмечается наибольшее значение по показателю «ориентация на предпринимательство» (Mn=4,11). Возможно, определенный уровень толерантности к неопределенности способен быть своего рода маркером карьерных устремлений студентов-выпускников того или иного профиля. В пользу этого предположения выступают и результаты корреляционного анализа между толерантностью к неопределенности и ценностными карьерными ориентациями, проведенного в целом по выборке. Было выявлено наличие положительной статистически достоверной взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и ориентацией на вызов (r=0,276; p=0,019).
Выводы Исследование степени выраженности толерантности к неопределенности у студентов-выпускников гуманитарного профиля во взаимосвязи с содержательными характеристиками их профессионального образа мира, образующими его ядерный слой (базисные убеждения и ценностные карьерные ориентации), позволяет говорить о важной роли этого параметра личностного потенциала для понимания сущности процесса личностно-профессионального становления в условиях вуза. В частности, обнаружены статистически достоверные различия между группами выпускников с низкими, средними и высокими показателями по толерантности к неопределенности в отношении таких базисных убеждений, как «ценность собственного Я», «степень удачи или везения» и «доброта окружающего мира». В целом по выборке на статистически достоверном уровне выявлено наличие положительной взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и карьерной ориентацией на вызов.
Литература
- Атаманова И.В. Динамика становления профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности студентов технических специальностей // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. C. 194–204.
- Козлова Н.В., Малкова И. Ю., Щеглова М. С. Особенности профессионального образа мира студентов высшей школы (на материале сибирских вузов) // Сибирский психологический журнал. 2012. № 45. С. 20–27.
- Козлова Н.В., Овчинникова Ю. В. Особенности образа мира личности на разных этапах личностно-профессионального становления // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 96–112.
- Колтунова Ю.И. Трудности трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вузов// Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24. С. 68–71.
- Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. 2012. Т. 4. № 33. С. 78–90.
Комментарии
Добавить комментарий